17.10.2006 05:00
Экономика

Инвесторы рассказали премьер-министру о проблемах

Жаловались иностранные инвесторы Михаилу Фрадкову на коррупцию
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4198)
Читать на сайте RG.RU

На самом деле критика из уст иностранных инвесторов была минимальной. Возможно, потому, что около 84 процентов иностранных инвесторов считают свою деятельность в России успешной, а 94 процента планируют ее расширять. "Жаль, что не все 100 процентов, - с улыбкой отметил глава правительства. - Но мы будем к этому стремиться". Не сломило желание инвесторов ни "дело "ЮКОСа", ни недавний экологический скандал с оператором проекта "Сахалин-2" "Сахалин Энерджи", ни административные барьеры, ни коррупция, ни сложное законодательство. Хотя обо всех этих фактах инвесторы все же еще раз напомнили премьер-министру. "Тем не менее все больше компаний готовы рискнуть большим капиталом", - заметил координатор иностранных участников КСИИ Джеймс Терли.

Есть у инвесторов и чувство нервозности. Беспокойство при планировании долгосрочного сотрудничества, правда, вызывают у потенциальных инвесторов не только российские компании, но и китайские, и индийские. Тем не менее самым стойким из них в нашей стране все же удалось достичь поставленных бизнес-целей. Такие данные проведенного опроса среди иностранных инвесторов в России привел Фрадков. Он заверил иностранных инвесторов, что набор инвестиционных инструментов увеличивался из года в год и будет увеличиваться впредь.

Речь идет и об инвестиционном фонде, и о государственно-частном партнерстве, особых экономических зонах (ОЭЗ), что должно придать инновационный акцент экономике. Между тем, предчувствуя иронию, Фрадков заметил, что рост государственных инвестиций в экономику, возможно, "у кого-то вызывает критику, но это лишь из-за недостатка информированности или неглубокого анализа ситуации". "Мы лишь стремимся использовать инвестиционные возможности государства для формирования нормальных условий работы бизнеса в стране. Мы не рассматриваем государственные инвестиции как альтернативу частным", - заметил Фрадков. Осуществляя инвестиции, прежде всего, в инфраструктурные проекты, государство, по его словам, готово брать на себя часть рисков, которые на протяжении многих лет ложились на плечи частных инвесторов. "Я убежден, что наши партнеры только выиграют от улучшения качества дорог, электросетей, средств связи, различного вида транспорта", - сказал премьер-министр.

Обещания же российского правительства об удержании в трехлетней перспективе инфляции, обеспечении стабильной динамики внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, что позволит обеспечить прирост ВВП на уровне около 6 процентов в год, фактически поставил под сомнение президент компании "Пепси Ботлинг Групп" Янис Петридис. Правда, он не так, чтобы безапелляционно и без аргументов критиковал российское правительство. Нет. Он лишь напомнил один из моментов, из-за которого инфляция может прирасти на 1,1 процента в 2008 году. А может и не прирасти. Но для этого иностранный инвестор предложил отложить нововведение по сокращению рекламного времени на телевидении, что приведет к росту цен на рекламу, до 2010 года. Министр экономического развития и торговли Герман Греф обещал подумать, согласившись с тем, что реклама является существенным элементом развития экономики и значительно влияет на стоимость услуг. Поэтому в течение двух месяцев рабочая группа придумает механизм прозрачного ценообразования на рекламу на телевидении, заверил он инвесторов. Кроме того, будут подготовлены поправки в Закон "О рекламе", которые вступают в силу с 1 января 2008 года.

Вообще складывалось впечатление, что все собравшиеся были счастливы уже одними обещаниями главного экономиста. К примеру, президенту Procter & Gamble по Центральной и Восточной Европе, Ближнему Востоку Вернеру Гайслеру, вспомнившему о том, какие у его компании возникли проблемы при лицензировании в соответствии с законом об обороте продукции, содержащей этиловый спирт, Герман Греф пообещал, что в ближайшее время правительство внесет в Госдуму поправки в закон, которые исключат из регулирования парфюмерно-косметическую продукцию.

Всплыл в обсуждении и "больной" вопрос - возврат налога на добавленную стоимость. Представитель БАСФ АГ пожаловался премьеру на действия российских налоговиков. "Нам пришлось заполнить 527 листов на возврат НДС в 2005 году, - заметил Джон Фельдманн. - Однако НДС так и не вернули, обвинив в задержке его выплаты. Мы призываем налоговые власти прекратить неправомерные действия в отношении тех, кто играет по правилам".

Замминистра финансов Сергей Шаталов, как и Греф, обещал светлое будущее, которое наступит с 1 января 2007 года, когда значительная часть проблем с возмещением НДС, с которыми сталкиваются экспортеры, будет снята. "Упрощается налоговая декларация по НДС, вводится заявительный порядок возмещения НДС экспортерам, будет одна, а не две налоговые декларации, резко уменьшается объем документов, в том числе в рамках камеральных проверок", - заметил Шаталов. Кроме того, серьезно упрощается процедура обжалования действий налоговиков, в частности, путем создания при налоговых органах аудиторских подразделений, которые и будут рассматривать данные вопросы, подготовлен новый вариант закона о бухгалтерском учете, предусматривающий ведение электронных архивов и электронного предоставления информации, что значительно упрощает деятельность российских и иностранных компаний.

В отличие от своего коллеги-финансиста министру природных ресурсов Юрию Трутневу нечем было порадовать инвесторов. Более того, он не исключил серьезных санкций в отношении оператора проекта "Сахалин-2". "Если "Сахалин Энерджи" предложит исчерпывающий план по устранению ущерба окружающей среде и он будет нами принят, то целесообразно не останавливать проект. Если такие меры не будут приняты, то возможны другие санкции", - сказал Трутнев. Кстати, глава компании "Шелл" Йерун ван дер Вир, убеждавший в том, что России в ближайшее время на реализацию энергетической стратегии потребуется инвестиций не меньше, чем на 400 миллиардов долларов, сообщил о том, что компания уже приступила к исправлению ситуации на Сахалине.

"Мне хотелось бы своими глазами убедиться, что это так, - заметил министр. - Совершенно очевидно, что там будут устранимые проблемы и проблемы неустранимые". Очевидно, что на возобновление лесных участков, где они были вырублены сверх установленного, потребуется несколько десятилетий. "Кроме устранения ущерба, будут и санкции. Но говорить о них сейчас преждевременно", - сказал Трутнев.

Главный же исполнительный директор "Шелл" призвал премьера решить вопросы экологического характера вокруг проекта "Сахалин-2" на основе честного и конструктивного диалога с правительством. И заранее одобрил намерение "Газпрома" стать владельцем 25% плюс одной акции компании "Сахалин Энерджи" (оператор проекта "Сахалин-2") в обмен на получение "Шелл"

50-процентной доли в СП с "Газпромом" "Заполярное - Неокомские залежи". Завершение переговоров по этой сделке ожидается в 2007 году. Увеличение затрат по проекту "Сахалин-2" с 12 до 20 миллиардов долларов вызвало неодобрение российских властей. Неопределенность с утверждением сметы затрат по проекту замедлила и реализацию сделки "Шелл" с "Газпромом".

Как бы то ни было, но, как считает Греф, России необходима комплексная программа по улучшению инвестиционного имиджа. Для этого он предложил создать агентство по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику. Однако премьер несколько остудил пыл главного экономиста, взяв тайм-аут, чтобы рассмотреть этот вопрос. Хотя Греф как всегда был убедителен и в качестве примера приводил иностранный опыт: "Такие агентства есть в других странах, и их создание себя оправдало".

- Мы очень осторожно относимся к любым изменениям в структуре управления. Желание у нас повысить качество управления большое, но важно не создать дополнительных бюрократических препон, - осторожно заметил Фрадков, подчеркнув, что важно не усугубить существующие коррупционные проблемы. Опять же, при создании новых структур, как считает премьер, надо руководствоваться "наличием квалифицированных, опытных управленцев на всех уровнях", которых в стране нет.

Но главный экономист знает и другие меры по изменению имиджа российской экономики: стране нужны узнаваемый бренд и позитивный образ. "В одиночку мы не справимся, - заметил главный экономист, обращаясь к инвесторам. - Вы наши самые дорогие рекламные агенты".

Инвестиции Председатель Правительства