Согласно федеральному конституционному закону в случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный теперь вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования. Кроме того, он наделяется правом участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии, а также правом обращаться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан и участвовать в этих слушаниях.
Корреспондент "РГ" попросил Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина рассказать, насколько серьезны и важны внесенные изменения.
Владимир Лукин | Этот вопрос давно назрел. В нашей Конституции с 1997 года было положение, что Уполномоченный на случай грубых или массовых нарушений прав человека может проявлять инициативу различного рода, в частности, предлагать Федеральному Собранию проводить парламентские расследования событий. В других законах это долгое время не было прописано. Сейчас, я надеюсь, не будет таких коллизий, какие имели место около двух лет тому назад.
Тогда произошли известные события в Башкирии, и я попросил Государственную Думу провести собрание, выступить там и, возможно, провести расследование. Но Дума не приняла тогда этого предложения, заявив, что нужна еще какая-то инстанция, которая определяет, были нарушения массовыми или нет. Сейчас в законе совершенно ясно сказано, что инициатива в данном случае принадлежит Уполномоченному. Теперь все дело в том, как это реализовать.
РГ | Получается, что полномочия Уполномоченного до этого были не так уж и широки?
Лукин | Безусловно. У нас есть много других предложений парламенту, как сделать институт Уполномоченного более эффективным. Пока парламент принял это предложение, и это очень хорошо. Например, существует предложение Уполномоченного о включении в закон об Уполномоченном и соответственно в Уголовно-процессуальный кодекс положения об административной ответственности властей за игнорирование мнения Уполномоченного. Такие законы приняты в ряде субъектов Российской Федерации и неплохо работают. Думаю, это надо сделать как можно быстрее. Другой пример - существует закон о проверке мест отбывания заключения лицами, которые получили сроки, он принят в первом чтении, но до сих пор обсуждается, причем обсуждается годами, и пока я не вижу прогресса. Роль Уполномоченнного там представлена довольно активно, но закон до сих пор не принят. И таких примеров много.
РГ | Вы упомянули конфликт в Башкирии. А есть ли еще какие-то сюжеты, которые вам хотелось бы сделать предметом парламентского расследования?
Лукин | Знаете, со времен святых мучеников Бориса и Глеба было много нарушений, я предпочитаю о прошлом не говорить, а в будущем очень надеюсь, что массовых и чрезмерно грубых нарушений не будет.
РГ | А из сегодняшних событий?
Лукин | Я бы не стал искать повода тут же после подписания закона. К сожалению, в нашей жизни повод может представиться помимо того - ищешь его или нет.
РГ | Что нужно сделать, чтобы комиссия по парламентскому расследованию была эффективной?
Лукин | Только одно: чтобы все - и власть, и простые граждане - соблюдали закон. К этому и будем стремиться. Я надеюсь, что парламентское расследование будет объективным и его будут уважать правоохранительные органы и граждане.