17.10.2006 02:30
Власть

Счетная палата не предлагала объединиться с Росфиннадзором

Счетная палата отвечает на интервью главы Росфиннадзора
Текст:  Александр Семиколенных (заместитель председателя Счетной палаты РФ)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4198)
Читать на сайте RG.RU

Выступление главы Росфиннадзора прозвучало в дни празднования 350-летия государственного финансового контроля в России. Указ о создании Счетного приказа - прототипа Счетной палаты России был принят отцом Петра - царем Алексеем Михайловичем в 1656 году. С того времени и ведут отсчет своей истории Счетная палата и другие структуры финансового контроля, сотрудников которых я поздравляю с юбилеем.

Отмечу, что, вопреки сообщению главы Росфиннадзора, Счетная палата никогда не предлагала объединить эти два ведомства. В соответствии с принципом разделения ветвей власти, исполнительная власть имеет полное право иметь собственные подразделения внутреннего и ведомственного контроля.

Читателей может ввести в заблуждение и высказывание главы Росфиннадзора о том, что его ведомство должно проверять финансово-хозяйственную деятельность Счетной палаты. Вопрос о взаимоотношениях Счетной палаты и Росфиннадзора не нов. Вот как по этому поводу высказался глава старейшего в Европе органа финансового контроля - Управления государственного аудита Великобритании - сэр Джон Борн: "Проверка министерством финансов расходования Счетной палатой бюджетных средств - факт экзотический и противоречит международной практике".

Вопрос не в перетягивании каната между двумя уважаемыми структурами. А в адекватном восприятии кардинальных перемен, произошедших в государственном устройстве России за последние полтора десятка лет. В стране в 1995 году впервые возник единственный прописанный в Конституции орган независимого внешнего государственного финансового контроля - Счетная палата. Ибо формируется он представительной властью, то есть Федеральным Собранием, и работает на избравших парламент граждан, от их имени следит за расходованием исполнительной властью средств налогоплательщиков. Будучи, замечу, от этой ветви власти независимым по определению.

В том-то и разница между внешним государственным аудитом, суть которого - контроль от имени общества за государством в сфере финансов, и внутренним контролем, суть которого - проверка соответствующими подразделениями органов исполнительной власти нижестоящих подразделений, то есть самоконтроль государства. Вот почему и названа "экзотической" идея проверки высшего органа независимого внешнего аудита инспекторами исполнительного органа, который, по закону о Счетной палате, сам является объектом проверок с ее стороны. Тут и до обвинений в коррупционном сговоре недалеко.

Именно этими соображениями руководствовались депутаты Госдумы, когда некоторое время назад приняли в первом чтении поправки в закон о Счетной палате, в соответствии с которыми проверка расходов контрольного ведомства осуществляется только на основании постановлений палат парламента. Тем самым, как отмечалось в ходе слушаний, будет устранена ситуация, в которой "орган, подконтрольный Счетной палате, сам же ее и контролирует".

Могут спросить: а кто же все-таки контролирует Счетную палату? Счетная палата ежегодно отчитывается о своей работе перед высшим представительным органом народа - Федеральным Собранием. Через соответствующие органы Федерального Собрания - бюджетные комитеты палат, Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ осуществляется конкретный контроль расходов. Парламент может поручать проверку при необходимости независимой аудиторской компании. Так поступают почти во всех цивилизованных странах, в той же Великобритании. Помимо этого, Счетная палата, придерживаясь фундаментального принципа: контроль над использованием государственных средств должен быть независим от их распорядителей, использует международный опыт взаимных проверок. Так, недавно Счетная палата была объектом проверки экспертами Управления государственного аудита Великобритании. Счетная палата высоко оценивает профессиональный уровень сотрудников Росфиннадзора. Руководствуясь основными положениями Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой в 1977 году в году в Лиме (Республика Перу) на IX Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), Счетная палата России, не имея своих подразделений в субъектах Российской Федерации, активно использует потенциал Росфиннадзора для проведения контрольных мероприятий.

Например, недавно, впервые силами двух органов государственного финансового контроля - Счетной палатой и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществлено проведение комплексной совместной проверки использования средств федерального бюджета ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) за 2005 год. Решение о привлечении Росфиннадзора к проверке было принято коллегией Счетной палаты по согласованию с Росфиннадзором. В ходе проверки Счетная палата проверяла центральный аппарат ФГУП "РТРС", а территориальными органами Росфиннадзора проверялись региональные филиалы РТРС. По завершении проверки Росфиннадзор направил в адрес проверенных филиалов представления и предписания, а также свои предложения к отчету в Счетную палату. Выявленные в филиалах недостатки и нарушения были учтены в итоговом отчете, рассмотренном и утвержденном коллегией Счетной палаты в конце сентября.

В мировой практике давно уже не существует противоречий между внешним и внутренним финансовым контролем. Уверен, что скоро их не будет и в России.

Госуправление Счетная палата