17.10.2006 01:40
Культура

В "Доме Нащокина" продолжается "Экспрессия духа"

Знаменитые художники в доме Нащокина
Текст:  Игорь Шевелев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4198)
Читать на сайте RG.RU

Эта выставка - вторая по счету в годовом галерейном проекте "Экспрессия духа", который представляет все лучшее в сегодняшнем отечественном изобразительном искусстве. Творчество академиков живописи Татьяны Назаренко и Натальи Нестеровой, как говорится, не нуждается в дополнительном представлении.

Можно только заметить, что несмотря на академическое звание, картины этих мастеров настолько актуальны и даже болезненны, что производят сильнейшее эмоциональное впечатление, граничащее с шоком. Особенно это касается представленных на выставке картин Назаренко, чьим залом открывается экспозиция.

Следующий зал - по контрасту ли, в дополнение - живопись Владимира Любарова. Его "чудики" то великорусского, то еврейского облика, которые аккумулируют мудрость обоих народов, лучше всего выражающуюся в пословицах и анекдотах, давно и хорошо известны любителям и коллекционерам искусства. Сегодня они дополняются серией "лунатиков" - людей обоего пола, с закрытыми глазами идущих, вытянув руки, незнамо куда, в тусклом свете луны. Заодно художник написал картину "Адамы и Евы" на створках дверей дешевого шкафа из ИКЕА. "Почти у всех знаменитых художников мира была картина на тему "Адам и Ева". Только у них они были в единственном числе, а у меня этой каждой твари по паре", - поведал В. Любаров.

Наверняка переход к живописи на дереве для него не случаен. В середине ноября, сразу после нынешней выставки в галерее "Дом Нащокина", открывается экспозиция, посвященная мебели той самой ИКЕА. Ожидается, что это будут разные художественные изыски и эксперименты над бедными, то есть недорогими деревяшками со стороны мастеров разного жанра.

"Зал Любарова" плавно переходит в "зал Ларисы Наумовой", художника очень тонкого, интересного, в частности необычайной игрой света и тени на своих живописных полотнах. Это дает зрителю ощущение какой-то южной веранды, закрытой зеленью, сквозь которую пробивается яркий солнечный свет. Недаром художница родом из Крыма.

И наконец, через арку следующего зала открывается огромный полиптих Натальи Нестеровой "Цирк". На собранной из двадцати частей картине изображен амфитеатр со зрителями и арена с выступающими на ней гимнастами.

Понятно, что такой сильнейший акцент всей экспозиции буквально гипнотизирует публику. Не говоря о том, что высочайшее качество живописных работ Н. Нестеровой, представленных на выставке, сделало бы честь любому музею, где многие из картин художницы в общем-то и присутствуют.

Выставка должна была быть посвящена памяти замечательного художника Гарифа Басырова (1944-2004), с которым Назаренко, Нестерова и Любаров были знакомы едва ли не полвека - со времен учебы в художественной школе.

Но так получилось, что это посвящение осталось виртуальным, в замысле. Вдова Г. Басырова сейчас готовится к большому фестивалю его памяти, который должен начаться в марте 2007 года и пройти в добром десятке выставочных залов столицы.

Ну а нынешняя выставка в галерее "Дом Нащокина" продлится до 12 ноября.

Арт Архитектура