18.10.2006 03:00
Экономика

В Москве появится новый город

появится рядом с международным деловым центром "Москва-Сити"
Текст:  Любовь Пятилетова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4199)
Читать на сайте RG.RU

И в самом деле, в ходе строительства Большого Сити планируется реконструировать около тысячи гектаров городской территории, относящихся сразу к четырем столичным округам - Центральному, Западному, Северо- Западному и Северному. Для сравнения скажу: нынешняя стройка Международного делового центра "Москва-Сити" ведется пока всего на 60 гектарах.

Вот только с иностранным названием Юрий Лужков мириться больше не хочет. "Говорю об этом не из квасного патриотизма, - пояснил мэр. - Но что у нас, нет слов в русском языке, что ли?" И тут же предложил: "Давайте назовем это место Новым центром".

Примут официально это название или нет, но со временем именно там и образуется новый центр российской столицы. По крайней мере, московское правительство собирается перебраться туда в 2007 году - здание мэрии строится уже вовсю. Власти очень надеются, что их примеру последуют и другие фирмы, освободив тем самым исторический центр города от нынешних пробок на дорогах. Правда, как заметил по этому поводу представитель молодежного правительства дублеров, для того, чтобы покинуть красивые, но часто крайне дорогие и неудобные для работы особняки, являющиеся памятниками архитектуры, у бизнесменов должен появиться очень сильный мотив. Таким мотивом может быть одно: комфортные условия как в самих новых офисных зданиях, так и в целом в районе, которые еще только предстоит создать.

Тот, кто ездит по Третьему транспортному кольцу, знает, что собой представляет сегодня эта часть города. По сути гигантская промзона, занимающая сейчас 42 процента всей территории Большого Сити. На западе она ограничена улицами Заречье и Мневники, на востоке - улицами 2-й Черногрязской, Мантулинской и Красногвардейским проездом, на севере - проспектом Маршала Жукова и Хорошевским шоссе, а на юге - левым берегом Москвы-реки. Рассекают эту территорию две железные дороги - Малое грузовое кольцо и Белорусское направление, из-за которых 86 процентов земель, говоря языком специалистов, находятся в зоне звукового дискомфорта. Кругом сплошные склады и подъездные пути к ним 38 промпредприятий, подлежащих сейчас выводу. И все это чуть не под стенами Кремля, при том острейшем дефиците земли, который испытывает столица. То, что мириться и дальше с таким положением нельзя, городские власти поняли давно. Но для того, чтобы в корне изменить ситуацию, требуются тщательная проработка будущей застройки и немалые средства.

Промышленные зоны в новом центре Москвы станут меньше в пять раз, а зелени в парках и скверах будет втрое больше

Судя по вчерашнему обсуждению, после длительных примерок наступило время действий. Как рассказал собравшимся главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, концепция проекта Большого Сити предполагает оставить под промышленностью всего 8 процентов из нынешних 42 - и то лишь под той, что не нуждается в установлении санитарно-защитных зон, под которыми сейчас занято 87 процентов территории. А вот зелени должно стать втрое больше - под нее отводится 105,3 гектара вместо 37 имеющихся. "Зеленое обрамление в меньшем объеме не спасет промзоны", - объяснил Кузьмин. Намного больше на реорганизуемой территории должно появиться и жителей: если сейчас там проживает всего 12 тысяч человек, то архитекторы предлагают довести население до 134 тысяч человек. Правда, дублеры считают, что и этого мало, так как если в районе на долю постоянного населения приходится меньше половины, то по вечерам ему грозит участь стоять с темными окнами и выглядеть вымершим. Как это бывает, исторический центр столицы в начале девяностых годов, когда новые русские чохом скупали коммуналки под офисы, уже испытал на себе. Число приезжающих в Сити на работу, по мнению проектировщиков, тоже должно увеличиться - с 19 тысяч до 223 тысяч.

Причем и жилые дома, и офисы, по задумкам архитекторов, должны иметь прямой выход к воде. А еще здесь должно быть много магазинов, мест, где можно проводить досуг и заниматься спортом. Юрий Лужков, например, узнав, что в новом проекте нет спортивных сооружений, которые планировала построить Москва, когда претендовала на роль хозяйки Олимпиады-2012, презентуя свой проект "Олимпийская река", очень возмутился: "Территория Сити - единственная крупная площадка в центре города, где можно разместить такие объекты, - сказал он. - Не заложив их в проект сейчас, мы лишим москвичей принять Олимпиаду и в 2016-м, и в 2020 году".

Но вначале нужно решить несколько животрепещущих вопросов. Прежде всего дорожно-транспортной связи нового района со всей столицей. Кое-что для этого за последнее время было уже сделано. В частности, построены Звенигородский проспект и Третье транспортное кольцо. Но этого явно недостаточно, что очевидно, если взглянуть на пробки, которые на том же кольце существуют на протяжении всего дня. Внутри самого Сити тоже особо не проедешь - всю проезжую часть занимают автомобили менеджеров, ушедших в офисы на целый рабочий день. Платные парковки в это время, как заметил тоже один из дублеров, стоят пустыми - цены там по 100-150 рублей в час. Тем, кто хотел бы воспользоваться ими, надо быть готовыми выкладывать по 19 тысяч рублей в месяц только за стоянку своего автомобиля. "Если все останется как сейчас, то на новые прекрасные здания большинство москвичей смогут полюбоваться лишь издали", - предостерег представитель молодежного правительства. Да и мэр крайне озабочен тем, чтобы не загнать Большое Сити в транспортный мешок.

Чтобы этого не произошло, архитекторы предлагают построить здесь к имеющимся дорогам длиной в 41 километр еще 37 километров магистралей и довести их плотность с нынешних 4 километров на квадратный километр до 8,1 километра, что даже немного больше, чем требуется по норме. А еще вместо имеющихся 7 построить 17 новых станций метро. Превратить Малое кольцо железной дороги в пассажирское. Пустить скоростную транспортную систему, поезда которой будут привозить иностранцев, желающих работать в Москве, прямо из Европы на евровокзал, который планируется также построить в новом центре Москвы.

Вторая проблема, от которой зависит будущее нового города, это инженерия. Но тут Юрий Лужков занял довольно жесткую позицию: "Хватит нам идти на поводу у РАО "ЕЭС России" и сдерживать из-за них свои градостроительные планы, - заявил он. - Наоборот, им должно подчиняться развитие энергетики и всей инженерии в целом". По подсчетам проектировщиков, для этого потребуется построить 4 новых и достроить уже существующую теплоэлектростанцию мощностью 1350 мегаватт, а также ряд более мелких.

Откуда, спрашивается, Москва возьмет деньги, чтобы сделать былью такие грандиозные планы? Вот на этот счет у московских властей нет никаких сомнений. "Инвесторов приходится даже сдерживать, они как кони бьют копытами, рвутся вкладывать свои капиталы в Сити", - обрисовал ситуацию Александр Кузьмин. И это правда. Недаром же в строящемся Московском международном центре "Москва-Сити" вместо планировавшихся 2 миллионов квадратных метров офисно-гостиничных центров возведено уже 5 миллионов, а поток потенциальных инвесторов не иссякает. Очень выгодно вкладывать сюда деньги. И правда, земля здесь, как говорят, золотая. Поэтому и предложение растянуть строительство до 2020 года мэр отверг начисто. "Полная чепуха, - сказал он. - Объединив интересы города и бизнеса, мы можем завершить эту работу намного быстрее".

Инфраструктура ЦФО Мэр Москвы