18.10.2006 01:40
Общество

Владимирские тяжеловозы - на грани исчезновения

Текст:  Сергей Ветошкин (Ивановская область)
Российская газета - Верхняя Волга: №0 (4199)
Читать на сайте RG.RU

До 1924 года Гаврилов-Посадский конный завод относился к Владимирской  губернии, чем и объясняется такое «не ивановское» название выведенных на нем  богатырей. Вообще, в здешних краях всегда отдавали предпочтение сильным лошадям - почва здесь глинистая. И, когда молодая советская власть решила одарить отечественных крестьян выносливым тяжеловозом, этой работой и занялись гаврилов-посадские зоотехники, скрещивая местных саврасок с английскими шайрами и клейдесдалями да массивными, но довольно неуклюжими тихоходами.

В результате кропотливой 30-летней селекции лошадь получила все признаки самобытной породы, что и признало своим специальным решением правительство СССР. Это дало толчок к массовому разведению тяжеловозов во всех регионах страны, и быстрое послевоенное восстановление деревни - это в том числе и заслуга гаврилов-посадских коневодов, давших крестьянам надежную тягловую силу взамен автотехники, ушедшей на фронт.

Сегодня владимирский тяжеловоз переживает не лучшие времена. В сельском хозяйстве живая «лошадиная сила» уже практически не востребована. Не коснулась владимирского тяжеловоза и мода последних лет на обзаведение собственными конюшнями - не годится он для лихих скачек и бегов под завистливые взгляды состоятельных друзей.

- В стране осталось не более пятисот животных этой породы, причем двести - на нашем конезаводе, - рассказывает директор племзавода Андрей Жуков. -  Регионы закупают молодняк единицами - в основном для племенных целей. Между тем во всем мире сейчас существует только пять десятков пород лошадей, и любая из них - это национальное достояние. Как оно сохраняется нынче? Можно бы и лучше: на годовое содержание жеребенка государством выделяется всего 5 тысяч рублей, и если бы не собственные кормовые угодья, то племенное поголовье пришлось бы сократить до минимума.

Дополнительным источником дохода на племзаводе мог бы стать туризм (до Суздаля 40 минут езды), но кто захочет смотреть на обшарпанные стены конезавода? Хотя этим стенам, как и знаменитой башне с кованным флюгером - конем на высоком шпиле - более 200 лет. И возвел их не кто-нибудь, а знаменитый питерский зодчий Петр Еропкин. А государевы конюшни квартировали в здешних краях с 16  века, о чем свидетельствуют находки местных жителей.

Природа Ивановская область Центральная Россия