Работа над этим проектом институт "Моспроект-2", как сообщил его директор Михаил Посохин, идет уже три года. Норман Фостер подключился позже - его привлек инвестор, выигравший конкурс на реализацию проекта возведения квартала отелей, - компания "СТ Делопмент". Говоря об условиях конкурса, Юрий Лужков напомнил, что столичные власти сразу заявили, что деньги для них не главное. Гораздо важнее архитектурное и градостроительное решение проекта, так как речь идет о застройке, можно сказать, прямо под стенами древнего Кремля, в исторической части города. Автора гостиницы "Россия" архитектора Чечулина в том и упрекают, что он не посчитался с этим, ввел новое здание слишком агрессивно в окружающую архитектуру, нарушив все мыслимые пропорции и градостроительные масштабы, за что его детище и пошло под нож бульдозера.
Так что легко догадаться, с каким интересом архитектурная общественность ожидала представления проекта не просто всемирно известной знаменитости, но и, как ни крути, чужеземца - как-то он отнесется к нашим чисто московским традициям? Надо сказать, что предложенной функциональностью будущего квартала Фостер приятно удивил всех без исключения. Вместо киноконцертного зала "Россия", который власти обещали театральной общественности возродить, он предложил еще более громадный овальный зал на 3,5 тысячи мест. Его достоинство в том, что в нем можно проводить даже симфонические концерты на самом высшем уровне, чего Москва сегодня лишена. А кроме него еще два зала - на 1200 мест малый филармонический, и на 500 - варьете. Для музейных экспозиций предусмотрены площади размером 50 тысяч квадратных метров, где найдется место и картинной галерее, на крыше которой расположен банкетный зал на 1000 человек. И вообще, чтобы этот квартал был живым и популярным не только среди туристов, но и среди москвичей, по мнению Фостера, на первых этажах всех жилых домов должны располагаться рестораны и кафе. Почти 55 процентов предусмотрено для парков, скверов и пешеходных зон. Поэтому места для самих гостиниц осталось намного меньше, чем рассчитывали, - в них будет всего 2 тысячи номеров. Зато разместился на 2 тысячи машино-мест паркинг, которого, как известно, в "России" не было.
Современная архитектура в стиле хай-тек хоть и вызвала споры - уместна ли она здесь, - в конце концов у большинства принципиальных возражений не вызвала. Да и против призыва возродить Зарядье таким, каким оно было до революции, с которым выступали некоторые участники обсуждения, нашлись возражения у самих же москвичей. "Что возрождать-то, - спросил, например, архитектор Алексей Клименко. - клоаку, которая была здесь еще в начале двадцатого веке?"
А вот то, как войдет новый квартал в московскую среду, как рядом с ним будут выглядеть стоящие там церквушки, вызвало немало опасений. "Принимая решение о сносе "России", мы надеялись, что новая малоэтажная застройка вновь откроет нам купола храма Василия Блаженного, - сказал главный архитектор столицы Александр Кузьмин.- Предложенный же проект, если его реализовать, не только вообще закроет этот храм, у Спасской башни будет видна лишь макушка". "Да, всадили крупняка", - согласился и Юрий Лужков. "Не пожалели бы москвичи о снесенной гостинице "Россия", - заметил директор института искусствознания Алексей Комеч. - Когда увидят, какой игрушечной смотрится на фоне новых гигантских зданий Кремлевская стена". Смутило его и то, как здания отвесно нависают над Москвой-рекой. Для москвичей роднее здесь и привычнее зеленый холм, который скрыть не могла даже самая крупная в Европе гостиница, газон у воды, затем немного повышающий рельеф стилобат и лишь потом - гостиничные стены.
В ответ на эти замечания соратник Фостера, директор "Моспроекта-2" Михаил Посохин, напомнил коллегам, что не менее известный в свое время русский архитектор Василий Баженов вообще предлагал когда-то на этом месте построить железнодорожный вокзал, а саму дорогу провести прямо по Красной площади, не испытывая при этом никакого пиитета перед историческими святынями. Да и вообще, справедливо заметил он, не было в Москве ни одного проекта, который был бы принят без споров, а то и сопротивления.
И тем не менее, заявил Юрий Лужков, "мы не имеем сегодня права на ошибку", чтобы потомки вспоминали принимающих это решение тем же, чем вспоминают авторов "России". В итоге масштабы будущего квартала проектировщикам рекомендовано пересмотреть, учесть природный рельеф, что позволит сделать застройку в конце концов даже живописнее.