20.10.2006 03:00
Экономика

Минску припомнили конфеты

Торговать в Союзном государстве становится все тяжелее
Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4202)
Читать на сайте RG.RU

Несмотря на формальное существование Союзного государства, торговые отношения России и Белоруссии в последние годы не были гладкими. Более того, Москва испытывала с Минском более существенные проблемы, чем со многими другими странами СНГ, не входящими в экономические и политические блоки с Россией. В качестве яркого примера достаточно вспомнить годичной давности "конфетный скандал", когда Минск был уличен в "преследовании" российских конфет. Подобные неприятности случались и с другими нашими товарами. Причина всегда одна: Минск активно защищает собственный рынок, в том числе и от российских товаров. Что же до белорусских товаров, то они достаточно качественны и неприлично дешевы (не будем вдаваться в причины этого) и в свою очередь создают угрозу нашим производителям.

Впрочем, реальных попыток их защитить Россия никогда не предпринимала. Эта попытка - первая. В чем ее суть? Как заявил в среду в Госдуме заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, еще в июле он направил в некоторые ведомства (минсельхоз, минрегион, губернаторам) письмо с просьбой сформулировать, какие белорусские товары нецелесообразно покупать на бюджетные деньги. Г-н Шаронов специально подчеркнул, что речь не идет и не может идти об аналогичных "командах" бизнесу, то есть термин "торговая блокада", запущенный некоторыми СМИ, не вполне корректен. Однако, как считают белорусские СМИ, объем "запретной" номенклатуры товаров достаточно широк: это якобы консервы, моющие средства, мебель, некоторые виды стройматериалов. Цену вопроса минэкономразвития не назвал. Эксперты считают, что речь идет о паре сотен миллионов долларов, при том, что за год объем белорусского ввоза уже упал на миллиард.

Напомним, что с 1 января этого года в России работает новый закон о госзакупках, требующий все сделки проводить по конкурсу. И крайне интересно, как "запрет" сочетается с правилом "все решает конкурс, и во главе угла стоит цена", с которой у белорусов проблем нет. Их цены низкие и для нашего бюджета выгодные. Минэкономразвития разместило на своем сайте пояснения к ситуации. Оказывается, иностранцам и в самом деле разрешается продавать товары российскому государству "в национальном режиме" (то есть как всем остальным - через конкурс, который должен выявить поставщика с самой низкой ценой вне зависимости от его гражданства). Но тут же следует оговорка - "национальный режим" возможен на "условиях взаимности". То есть в странах-поставщиках российские товары преследовать не должны. А Белоруссия установила "условия, ограничивающие доступ российских претендентов к тендерным торгам и направленные на создание неравных условий участия в процедурах закупок". То есть нам свое толкает, а наше не берет. Поэтому минэкономразвития и послало письма ведомствам ради сбора информации. Эти письма не носили закрытого характера, утверждается на сайте.

О существовании этих писем прессе почему-то не было известно до последнего времени. Наши источники в минэкономразвития также признают, что, хотя о письмах слышали, сами их не видели. Так что элемент если не секретности, то неогласки в действиях чиновников налицо. Вчера же минэкономразвития вынуждено было "опровергнуть" информацию о том, что запрет уже введен. Чего, собственно, никто и не утверждал.

Из этой истории можно сделать два вывода. Во-первых, столкнувшись с более жесткой системой торгового протекционизма, чем наша собственная, Россия вынуждена подтягивать свою, развинченную и непоследовательную систему защиты рынка. Хотя делает это робко. Во-вторых, в законе о госзакупках на глазах появилось еще одно исключение. Что не может придать авторитета этому документу, который и так критикуют достаточно часто.

ВЭД