Правда, поначалу Яковлев никак не желал признавать себя виновным, считая, что два года существования его ведомства - слишком малый срок для того, чтобы наказывать за отсутствие каких бы то ни было действий. Но под премьерским натиском все же не устоял, хотя даже попытался возразить и не согласиться с выставленной главой кабинета министров оценкой.
Как бы то ни было, но Яковлев хорошо понимает, что пронесшаяся над его головой буря так и останется в стакане воды. "Никто не гарантирует, что другой министр будет лучше, нежели нынешний", - как-то с обреченностью заметил высокопоставленный источник "РГ". Поэтому, как бы ни возмущались россияне ходом жилищно-коммунальной реформы, депутаты - деятельностью главы минрегионразвития и Фрадков - бездействием своего подчиненного, пока, видимо, терпение главы государства Владимира Путина не иссякнет, Яковлев будет править жилищно-коммунальной отраслью. "Я не полагал бы, что сегодняшний разговор - к отставке, - заметил Яковлев. - Я пришел не для того, чтобы держаться за кресло, а чтобы решать вопросы, волнующие страну и народ". Премьерскую же критику министр объяснил поверхностным знакомством с предложениями его ведомства. "Работа была сделана огромная, если премьер-министр и члены правительства не в полной мере изучили предложение, то это не значит, что они недостаточно подготовлены, - защищался Яковлев, заметив, что уже есть конкретные результаты работы. - В частности, закон о финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ". Он считает необходимым продолжать реформирование структуры ЖКХ, так как остается нерешенным вопрос разгосударствления этой сферы. Однако, говорить о сроках завершения реформы ЖКХ Яковлев не стал, предполагая, что к 2010 году в рамках ФЦП "Жилище" многие вопросы будут решены.
Формально реформа ЖКХ началась после указа президента в 1997 году. Поэтому Фрадков и посчитал, что "десять лет - достаточно для того, чтобы спросить по полной программе". И уж ждать еще четыре года, по мнению премьер-министра, - это слишком. Отвечать же за реформирование системы ЖКХ должен федеральный центр в лице минрегионразвития, заявил премьер, предваряя обсуждение вопроса. "Это не значит, что вы, Владимир Анатольевич, пойдете объяснительную писать. Вы отвечаете за работу в регионах и муниципалитетах, - наставлял Фрадков. - Это очень тяжело, но можно сделать, если организовать работу в системе.
Когда мы подбирали министра, мы учитывали, что нужен человек, который переживает за это дело". По его мнению, именно федеральные чиновники должны предотвращать чрезвычайные ситуации в этой сфере, будь то отключение воды, прорыв канализации или обрушение, чтобы они не принимали политического характера. "Этим качеством должен обладать руководитель этого сектора экономики", - уже раздраженно указал глава правительства, призвав Яковлева дать ответ, насколько правительство владеет ситуацией.
Предложения, которые вчера озвучил глава минрегиона, хоть и не раскрывали тему, но были вполне либеральны и не вызвали каких бы то ни было возражений. Яковлев, как когда-то в Думе премьер-министр, сформулировал пять направлений реформы отрасли: развитие инициативы собственников жилья, конкурентной сферы в управлении и эксплуатации жилым фондом, развитие бизнеса на основе частно-государственного партнерства, совершенствование тарифного регулирования и повышение эффективности государственной и бюджетной политики в отрасли. Его ведомство предложило и набор мер для стимулирования владельцев квартир к созданию товарищества собственников жилья (ТСЖ). Во-первых, уменьшить с нынешних 50 процентов кворум для принятия решения о создании ТСЖ. Во-вторых, уменьшить или отменить госпошлину за регистрацию ТСЖ, которая сегодня составляет 2 тысячи рублей, что гораздо выше, нежели зарегистрировать партию. В-третьих, внести изменения в Налоговый кодекс по освобождению от 24-процентного налога на прибыль взносов на капитальный ремонт домов, а также рассмотреть, как ТСЖ могут получать часть прибылей от дохода от аренды и рекламы, размещаемой на домах. В-четвертых, освободить ТСЖ от налога на землю на первые три года формирования товарищества.
Яковлев предложил также внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность для собственников жилья за содержание дома в ненадлежащем техническом состоянии, и норму об ответственности администраций товариществ собственников жилья за ненадлежащее использование взносов, в том числе предусмотренных на капитальный ремонт. Касаясь мер совершенствования тарифного регулирования, Яковлев предложил в случаях концессий рассмотреть вопрос о долгосрочной тарифной политике.
У министра финансов Алексея Кудрина в отношении тарифов есть собственное мнение. Он считает, что надо немедленно снять все ограничения на рост тарифов в ЖКХ, признав, что "закон по ограничению прироста тарифов не оправдал себя". "По сути он сделал убыточным целые системы, - сказал Кудрин. - Необходимо корректировать этот закон, который снижает привлекательность и рентабельность отрасли". По данным минфина, на ЖКХ тратится 454 миллиарда рублей в год. Из них 200 миллиардов направляется на дотации - покрытие различных убытков ЖКХ. "Если бы мы могли высвободить эти деньги за счет роста тарифов, то за восемь лет можно было бы полностью модернизировать систему, повысив инвестиционную привлекательность ЖКХ для бизнеса и промышленности", - заметил он.
На самом же деле министр финансов Алексей Кудрин, отвечающей в этой стране за инфляцию, видит проблему ЖКХ не в росте тарифов на услуги, а в неспособности правительства справиться с ростом цен. Именно это и толкает, по его мнению, кабинет на не очень верные решения по ограничению тарифов ЖКХ. По словам министра, при фоновой инфляции 9-10 процентов компании вынуждены закладывать в тариф уровень роста цен предыдущего года, другие затраты, а затем повышать его на сумму, необходимую для реализации инвестиционных программ. В случае удержания инфляции на уровне 3-4 процентов такая ситуация бы не сложилась, считает глава минфина.
После таких слов не выдержал невозмутимый министр экономического развития и торговли Герман Греф, заботливо подливавший своему коллеге финансисту во время его длинной речи воды в стакан.
- Не знаю, в каких ошибках решил признаться Кудрин, но считаю, что закон соответствует духу времени, - заметил главный экономист. - То, что сейчас было продекларировано, это означает переложить на население рост платы за тарифы и услуги ввиду системной неспособности к реформированию отрасли.
По его словам, такой подход неприемлем, "и всем надо дать понять, что хватит раздевать потребителя". Он назвал неприемлемой ситуацию, при которой повышение тарифов на ЖКХ не сопровождается ростом качества услуг в этой сфере.
Макроэкономический спор прервал премьер, предложив не строить иллюзий: "Нужны структурные реформы в ЖКХ, тогда и инфляция снизится".
Фрадков неожиданно заинтересовался многостраничным трудом минрегиона, названным "планом подготовки нормативно-правовых актов по реформированию ЖКХ" и состоящим из 37 пунктов, по многим из которых предусматривается подготовка нескольких нормативных актов, согласование с ведомствами и с субъектами. Вся эта работа, по замыслу разработчиков, должна быть завершена до конца 2007 года.
- Судя по всему, разработчики плана плохо представляют себе объем работы и даже перечень этих нормативных актов, - заметил Фрадков. - В плане 37 пунктов, каждый из которых требует принятие энного количества нормативных актов. А за 10 лет мы приняли только один закон и 15 постановлений правительства.
"Судя по тому, как эти пункты плана написаны, они носят философский характер. В зиму мы войдем, и я надеюсь, сохранимся физически. После этого останется полгода. Мы еще будем здесь работать, я надеюсь", - заметил Фрадков. И тогда, по его словам, правительству нужно будет отчитаться за выполнение этого плана, а не перекладывать ответственность на региональные и муниципальные власти.
- Во что должны превратиться эти 37 пунктов, сколько нормативных актов нам нужно подготовить? - спросил первый вице-премьер Дмитрий Медведев.
- Пока сказать не могу, - признался Яковлев.
По мнению Фрадкова, это свидетельствует о недостаточной проработке вопроса министерством. "Это непонимание того, что нужно делать на всех уровнях организации этой работы, - сказал он. - Меня это очень смущает, мы что-то делаем, иногда потеем, но чаще говорим". Он предложил Яковлеву подумать над последствиями невыполнения плана. "Что будем делать? На кого сваливать? - спросил премьер-министр. - Голова должна болеть о проблемах граждан постоянно".
В ближайший месяц, судя по всему, у Яковлева все же будет болеть голова. Во всяком случае, потому, что правительство приняло решение признать неудовлетворительной работу минрегиона по реформированию ЖКХ. А Фрадков попросил министра дать объяснения о том, как он оценивает свою работу, и предложил ему сделать выводы.