20.10.2006 00:11
Экономика

Каждую зиму Камчатка остается отрезанной от внешнего мира

Будущий субъект Федерации не имеет внутреннего транспортного сообщения
Текст:  Кирилл Маренин (Камчатская область)
Российская газета - Дальний Восток: №0 (4202)
Читать на сайте RG.RU

Камчатка — один из самых удаленных от центра регионов России, который не имеет внешних сухопутных коммуникаций. Камчатский пассажир может добраться до «большой земли» и вернуться только на самолете. Морского пассажирского транспорта здесь давно нет. Железных дорог не было никогда.

Осенью 1991 года Камчатка в полной мере ощутила, что значит транспортная блокада. Тогда цены на топливо вдруг взлетели, у местного авиапредприятия не хватило оборотных средств, чтобы обеспечить в аэропорту нужное количество авиакеросина. Сотни камчатцев после отпусков не могли вернуться домой. Естественно, что и улететь с Камчатки было невозможно.

Каждую зиму регион переживает мини-блокаду, когда из-за сильных метелей и циклонов аэропорт не принимает самолеты.

Для удаленных районов области и Корякского автономного округа авиация — тоже единственный вид транспорта, от которого часто зависит жизнь людей. В большинстве случаев авиарейсами сюда доставляют продукты, медикаменты, топливо. Во время апрельского землетрясения в Корякии из пострадавших поселков Корф и Тиличики жителей эвакуировали по воздуху. При этом катастрофа разрушила взлетную полосу в Корфе. Пилоты сажали вертолеты на местном стадионе с большим риском для жизни. Так что, случись страшное, надежда здесь только на авиацию.

Но это еще полбеды. Средний возраст камчатского авиапарка около 40 лет. Понятно, что свой ресурс он, в основном, уже выработал. Если в ближайшее время его не заменить, то к 2010 году регион ждет транспортный кризис. Это, прежде всего, касается внутренних перевозок. Например, первый Як-40 прибыл работать на Камчатку в 1969 году. Кто бы мог тогда подумать, что машине придется летать и в XXI веке?

Предполагается, что со временем на смену придут новые самолеты Су-80ГП. И их строят в регионе, в Хабаровском крае, но стоимость одного судна — 205 миллионов рублей. Необходимо купить хотя бы четыре машины. Значит, областной бюджет должен где-то изыскать без малого миллиард рублей.

Не лучше ситуация с вертолетами. Для таких организаций, как управление МЧС, центр медицины катастроф, это главный транспорт. Летать приходится в любую погоду. Неудивительно, что аварии происходят регулярно. В конце 90-х годов была приостановлена эксплуатация Ми-2. Но потом они вновь вошли в строй. Главная причина: вертолеты обходятся своим хозяевам дешево, покупать современные — не по карману.

Серьезная проблема с кадрами. Есть на Камчатке авиаторы высокого класса — только они могут летать на таких машинах при таких погодных условиях. Но этот ресурс тоже не вечен.

— Ежегодно теряем в среднем по воздушному судну, — говорит камчатский транспортный прокурор Михаил Симахин. — Расследование таких уголовных дел показывает, что в большинстве случаев подводит не техника, а человеческий фактор. Командир машины в сложных погодных условиях не смог выбрать правильное решение. А правильное решение: вернуться на базу. Именно это стало причиной крушения вертолета с сотрудниками центра медицины катастроф на борту в ноябре 2004 года. Дело прекращено в связи с гибелью виновного лица.

Можно говорить и о неумелом руководстве. В этом году депутаты КАО выступили с инициативой снять с должности гендиректора ФГУП «Корякавиа», единственной в округе авиакомпании. Все началось с того, что в северной Корякии были обнаружены убитые лоси. Характер выстрелов говорил о том, что охота велась с воздуха. В то время в небе могли быть вертолеты только «Корякавиа». Это совпало с резким скачком цен на авиабилеты для местных жителей. Видимо, таким образом должностные лица авиакомпании решили компенсировать расходы на горючее.

Из-за высоких цен не выполнялись рейсы по санитарным заданиям, врачи Олюторской районной больницы были вынуждены обращаться за помощью к военным. Кроме того, выяснилось, что несмотря на помощь администрации округа предприятие переживает кризис. Предстоят серьезные усилия, чтобы наладить его работу.

А вот одной из ведущих авиакомпаний Камчатской области «Халактырка», владелице семи вертолетов, уже ничто не поможет. Предприятие объявлено финансово несостоятельным, идет процедура банкротства, имущество распродается.

Неприятности у «Халактырки» начались в 2003 году, когда разбился вертолет Ми-8, в котором находился губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов и еще 19 человек (все погибли). После того ЧП министерство транспорта аннулировало сертификаты-эксплуатанты сразу трех камчатских авиакомпаний — «Ксудач», «Кречет» и «Халактырка». Когда стало очевидно, что минтранс своим решением фактически парализовал жизнь в регионе, пришлось санкции снимать. Но «Халактырка» так и не вышла из пике.

— На грани банкротства все чаще оказываются социально значимые предприятия, в том числе те, которые осуществляют доставку грузов в отдаленные населенные пункты, — говорит директор Камчатского филиала «Тихоокеанской саморегулируемой организации» Александр Лельчук. — Об их финансовом оздоровлении речь практически не идет. В арсенале Федеральной налоговой службы остались только ликвидационные процедуры.

Проблемы авиации на Камчатке касаются всех, независимо от статуса и финансовой обеспеченности. Вот еще один пример. В 2001 году в местном аэропорту Ту-154, прибывший из Владивостока, при посадке стало уводить влево по взлетно-посадочной полосе. Ситуация была угрожающая. К счастью, самолет удалось остановить и обойтись без жертв. Среди 136 пассажиров Ту-154 были губернаторы Камчатской области и Корякского автономного округа.

Сейчас в рамках объединения двух субъектов планируется ряд мер, необходимых для социально-экономического развития Камчатского края. В их числе создание систем надежного транспорта. Например, строительство взлетно-посадочной полосы и аэропорта в Палане до 2008 года. Впрочем, за последние 15 лет обещаний было много. Поэтому пока большого оптимизма у местных жителей по поводу будущего авиации нет.

Объемы пассажирских перевозок воздушным транспортом в Камчатской области уменьшились с 80-х годов почти в три раза (примерно с 600 до 170 тысяч человек в год). Билет из Пет­ро­пав­лов­ска-Камчатского в Москву и обратно стоит 14000 рублей, а перелет из областного центра в Палану — 7200 рублей. Чтобы слетать на Командорские острова, необходима аренда вертолета. К примеру, час полета Ми-8 (вместимость около 20 человек, салон без повышенной комфортности) 40 тысяч рублей. Лететь до Командор два часа. Несложно посчитать, сколько придется заплатить каждому…

Большая часть населения области не покидала ее пределов десять и более лет.

Между тем

На Камчатке было прервано авиасообщение с поселком Озерновский Усть-Большерецкого района. Злоумышленник вырезал 75 метров проводов, на которых держалась мачта, передающая сигналы заходящим на посадку воздушным судам. Похититель найден. Им оказался житель соседнего с Озерновским поселка Запорожье. Как только позволит погода, в Озерновский вылетят два вертолета Ми-8 с пассажирами и специалистами для ремонта навигационного оборудования местного аэропорта.

Авиатранспорт Инфраструктура Камчатский край Дальний Восток