21.10.2006 05:00
Власть

Депутаты волнуются за самолеты, дороги и свою судьбу

Депутаты волнуются за самолеты, дороги и свою судьбу
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4203)
Читать на сайте RG.RU

У председателя Госдумы Бориса Грызлова не было сомнений, что "это событие из ряда вон выходящее", и "депутаты Государственной Думы должны жестко отреагировать на эту ситуацию. Спикер поручил думскому комитету по безопасности "проанализировать ситуацию, получить исчерпывающие сведения от правоохранительных органов и подготовить предложения и рекомендации правоохранительным органам по повышению общего уровня безопасности".

А о безопасности движения - по земле и по воздуху - депутаты говорили на "правительственном часе". Картины рисовались жуткие - хляби, топи там, где должны быть дороги. Ямы, буквально проглатывающие автомобили. Разваливающиеся на ходу "подержанные" самолеты - свои и купленные зачем-то за рубежом, поддельные запчасти. И никаких перспектив, никакой впереди "широкой светлой дороги", которую, казалось, вот-вот "грудью проложит себе" российский гражданин, хотя бы для того, чтобы перестать уже говорить, что "в России две главные беды - дураки и дороги".

Однако оба министра, приглашенные на "правительственный час" - и глава минтранса Игорь Левитин, и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, - не были настроены столь пессимистично - они замечали "движение к лучшему" и видели дорожные и авиационные перспективы. "Промышленная политика правительства в авиастроении уже приносит первые плоды, и еще более масштабные изменения будут достигнуты в будущем", - заявил Христенко. "Объем ввода в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог в 2006 году будет увеличен в 2,4 раза, - сообщил депутатам Игорь Левитин.

Но он не отрицал, что проблем по-прежнему остается много и просил депутатов решать их общими усилиями. Левитин отметил, что полный автомобильный транзит через страну по-прежнему невозможен, только 37 процентов федеральных и 24 процента территориальных дорог соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию.

Состояние российских автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров, во многом уступает альтернативным маршрутам, проходящим по территориям других государств. И по этим маршрутам в обход России уезжают от нас доходы. По расчетам специалистов "недостаточные темпы улучшения состояния дорожной сети уже сейчас вызывают экономические потери в сумме, превышающей 1,3 триллиона рублей, что эквивалентно шести процентам ВВП". Но сейчас с полным напряжением сил минтранс будет реализовывать рекомендации недавнего заседания Госсовета. А также заниматься текущими работами - ликвидировать ямы, ставить ограничения, освещать дороги. Настолько, насколько хватит денег. К примеру, минтранс хотел бы оборудовать дороги скоростемерами, поскольку именно превышение водителями скорости на дорогах ежегодно приносит около 10 тысяч смертей. И надо-то всего восемь миллиардов рублей. Однако взять их негде. Депутаты подсказали: "возьмите у страховщиков ОСАГО". Левитину идея понравилась - пока, как заметил он, ни рубля из тех 50 миллиардов рублей, что получают страховщики, на ремонт и обустройство дорог не идет.

Депутаты обращали внимание министра и на Стабилизационный фонд, но у главы минтранса была и своя идея - он считает, что нужно на одном счету собрать деньги пользователей - компаний, которые, по мнению Левитина, должны платить за то, что выпускают на дороги тяжелые грузовики разных заведений сферы обслуживания и объектов питания, расположившихся у обочин автомагистралей. Одна или две полосы МКАД, напомнил думцам министр, не работают, забиты автомобилями, которые ждут очереди, чтобы повернуть на рынок. И предложил вместе поработать над поручением президента - законом об автомобильных дорогах.

Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко тоже оценивал нынешнее состояние авиационной отрасли критично. Но считал это "последствиями тяжелого кризиса 90-х годов. В 2005 году негативная динамика производства в авиапроме продолжилась. По-прежнему единичный характер носят поставки гражданской авиационной техники на внутренний рынок. По состоянию на август 2006 года в России находилось в эксплуатации 116 иностранных пассажирских самолетов. Но министр обещал вернуть Россию на мировой рынок авиастроения. Христенко сообщил, что уже сертифицирован Ту-334, готов к серийному выпуску, и если обеспечить твердые заказы от авиаперевозчиков, то можно обеспечить и серийный выпуск этого самолета.

И в течение 2006-2009 годов планируется выпуск 113-114 пассажирских самолетов и 369 вертолетов. А в апреле 2007 года, по словам Христенко, в России появится объединенная авиастроительная корпорация. Депутаты готовы были разделить надежды Виктора Христенко на расцвет отрасли, но ждали от него гарантий, что авиакатастроф станет меньше, потому что большинство из них видели причину аварий не в самолетах, а в "человеческом факторе". Христенко нашел разумным депутатское предложение об ужесточении страхования авиаперевозок.

Госуправление Госдума