21.10.2006 03:00
Культура

В Москву привезли шедевр Пикассо

Текст:  Ирина Огилько
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4203)
Читать на сайте RG.RU

А потом картину со всеми мерами предосторожности отправят самолетом в Нью-Йорк. Там 8 ноября на вечернем аукционе торгового дома Christie s "Импрессионисты и мастера ХХ века" решится судьба произведения.

Решение привезти картину в Россию - часть "русской стратегии" аукционного дома, ведь не секрет, что российские коллекционеры в последнее время стали неотъемлемой частью мирового сообщества собирателей искусства.

Идеальным местом для показа в Москве был выбран особняк Петра Смирнова на Тверском бульваре, 18. Как и предполагали организаторы тура, двухэтажное здание, построенное в стиле модерн Федором Шехтелем в начале XX века, идеально настраивает на созерцание полотна знаменитого художника, написанного в 1903 году.

Но несмотря на объявленный заранее визит, длинной очереди увидеть шедевр не было. Объяснялся подобный факт просто. В первый день картину приезжали оценить потенциальные покупатели: представители крупного бизнеса, политики, деятели искусств, коллекционеры, а на второй - словно благотворительный акт - картину демонстрировали учащимся художественных школ, училищ или вузов. На входе в здание гостей встречали дежурные милиционеры, внутри на любые вопросы отвечали приехавшие специально ради этого важного события руководящие лица аукционного дома: исполнительный директор Эд Долман и глава Christie s Europe, руководитель международного отдела импрессионизма Йохан Пуллканнен. "Подстраховывал" с российской стороны, а больше сам любовался портретом старший научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина, специалист по импрессионистам и постимпрессионистам Игорь Фетисов.

- Картина, созданная художником, когда тому был 21 год, считается одной из сильнейших работ так называемого "голубого периода" Пикассо, - рассказал "РГ" сотрудник ГМИИ им. Пушкина Игорь Фетисов. - Модель - молодой человек Анхель де Сото. Он работал клерком в компании, поставляющей колониальные товары в Европу. Пикассо писал его несколько раз, на этой картине изобразил сидящим за столиком в кафе. Перед Анхелем пустой бокал из-под абсента, над головой облачко табачного дыма, а рот кривится в демонической усмешке. Скорее всего, Пикассо писал его в знаменитом барселонском богемном кафе "Четыре кота", где они и познакомились в 1899 году. Кстати, тогда же брат Анхеля Матео помог молодому художнику устроить здесь же его первую выставку, а среди работ был и этот холст.

Как говорят знатоки, произведения "голубого периода" Пикассо редки на арт-рынке: так, за последние лет двадцать на публичных аукционах выставлялось не более 15 работ, "Портрет Анхеля де Сото" - самый значимый.

Судьба нынешнего лота обыденна: в 1946 году картину купили на аукционе Дональд и Джейн Стралем. В мае 1995 года портрет выставили на аукционе Sotheby s в Нью-Йорке. За нее тогда бились пять покупателей, но при первоначальной цене 10-12 миллионов долларов США произведение ушло за 29,1 миллиона к сэру Эндрю Ллойд Уэбберу. Сейчас автор мюзиклов "Иисус Христос суперзвезда", "Кошки", "Призрак оперы" намеревается картину продать, чтобы полученные средства направить на благотворительность. Говорят, что в обмен за право продать эту картину аукционный дом дал Уэбберу гарантию в 40 миллионов.

Ориентировочная стоимость полотна на сегодняшний день - от 40 до 60 миллионов долларов.

Арт