Известный эстонский режиссер Пеэтер Симм по сценарию Александра Бородянского и Мати Пыльдре снимает эстонско-российско-финский фильм "Георг" про жизнь, семью, судьбу и время Георга Отса (Производство Lege artis film (Эстония) и Центра национального фильма (Россия).
На съемочной площадке в Москве, на натуре, команды звучат на двух языках. По какой действительно приступать - решается по ходу. "По-эстонски только слушаем, а когда "начали" произносится по-русски, тогда и начинаем съемку", - договариваются в группе, прежде чем перед носом Хрущева щелкнут хлопушкой.
А ночь предстоит особенная: у себя на даче (ее "играет" 284-й павильон ВВЦ) Никита Сергеевич принимает ведущих деятелей культуры той поры. И помреж разбирается с загримированной под них массовкой: главное, ничего не есть с банкетного стола до последнего дубля, говорить так, чтобы не стучать от холода зубами и стараться как можно незаметнее дышать, чтобы изо рта не валил пар, - лето снимают холодной октябрьской ночью. Спасибо хоть не дождливой...
Задумывался проект еще лет десять тому назад. В 2004-м к его реализации приступили с очень молодой продюсерской командой - генеральному продюсеру Мартину Кроссу всего 36 лет. Бюджет фильма, который он снимает, 32,7 млн. крон. И самое удивительное при этом, что все свое время он проводит на съемочной площадке, "в холоде и нужде", а не на переговорах в теплых кабинетах и ресторанах. "Почему вы думаете, что фильм о человеке, которого нынешнее поколение зрителей в общем-то уже не знает, окупится?" - выбрав свободную минуту, интересуюсь я у Мартина Кросса. Но ответ получаю совсем не о прибыли: "Жизнь человека всегда гораздо интереснее, чем мы обычно думаем. Так же и в случае с Георгом Отсом - даже если бы он не был одним из самых любимых певцов Эстонии, для зрителей фильм все равно был бы интересен. Ведь он про человека и про людей, и это драма, а не музыкальная картина".
Пощечина, которая была
Вторая главная героиня фильма - жена Отса Аста, которую играет российская актриса Анастасия Макеева, мудро накинула на вечерний туалет норковую шубку. Ей единственной на приеме у Хрущева позволительно не мерзнуть и похоже, что на съемках ей завидует все политбюро, которое то и дело просят раздеться, когда кто-нибудь нет нет да и натянет украдкой на себя пальто. А на голове Асты - совершенно официально - фиолетовая шляпка, на ногах - резиновые сапоги: ее ноги сегодня в кадр не попадут - чего ж страдать-то? Тем более что эта ночь - последняя в ее супружеской жизни, после банкета у Хрущева Георг и Аста расходятся. Сначала на вертолете их доставят к Хрущеву, там после горячего вождь попросит спеть Отса что-нибудь из "Мистера Икса", "бархатный баритон" Эстонии за столом выступать откажется, Хрущев в гневе сорвется на сидящей рядом с певцом дамочке, спутав жену Отса с известной поэтессой и нахамив ей по полной программе... Жена после банкета с истеричным упреком: ты не защитил меня! - И уйдет. Но несмотря ни на что, Отс для меня - большой художник, певец, актер и великий человек, а не просто красивый голос. Я играл его в мюзикле, для чего научился петь, как Георг Отс. Я знаю все его пластинки. В фильме я тоже пою, но совсем немного".
"А много нам не надо..."
"На роль вождя мы пробовали разных актеров, - рассказывал потом "РГ" режиссер Пеэтер Симм. - Были и очень хорошие, и очень похожие, но выбрали мы Сергея Фетисова, актера из Орла. У нас Хрущев - не комедийная роль, а абсолютно серьезная, даже можно сказать трагическая. Все почему-то думают, что если снимать будут Хрущева, то получится бурлеск. Но у нас, хотя текст попадается смешной, все будет происходить на полном серьезе. Люди постарше знают, что шутки с ним были плохи..."
Актер Сергей Фетисов, перевоплотившись, продолжает мысль: "Мы сразу договорились, что из Хрущева карикатуру не делаем. У него были свои плюсы и минусы, но он оставался человеком, оставался руководителем, и он оставил о себе память. И пусть об этом помнит нынешнее поколение".
Каким образом из Орла он попал в эстонскую картину - чудо из чудес. "Мы, периферийные актеры, мало избалованы кино, - рассказывал Сергей Фетисов корреспонденту "РГ". - Я из Орла единственный, кто сейчас снимается. Причем в этом году параллельно сразу в двух эстонских фильмах: здесь я играю Хрущева, а в другой картине - извозчика, представляете ипостась? Волнуюсь невероятно и там, и здесь. Потому что трепет и вера в актерско-режиссерское содружество - без всяких лишних эмоций - не зависят от величины роли. А продюсеры на "Георге" - это же верх совершенства! Как они принимают нас, как помогают - ведь актеру главное помочь. Особенно периферийному - мы не избалованы, нам много не надо. В маленьком муниципальном театре города Орла "Русский стиль", где я работаю, всего пятьдесят мест. Камин, фонтан, и люди сидят почти у тебя на коленках. И если я не слышу зрителей, значит, я что-то не так делаю, и мне стыдно, а если зал дышит в унисон со мной, тогда я горжусь, что стою на сцене. Потому что это высшая похвала, выше всяких комплиментов от критиков, поверьте мне". "А в глазах кинорежиссера вам необходимо постоянно видеть одобрение?" - Интересуюсь я прежде чем Сергей Фетисов встанет в кадр. - "Да, особенно когда он мне говорит: Сережечка, все хорошо, все замечательно, но сыграй еще один дубль, хочется чего-то еще... И вот сидишь и думаешь: чего же еще-то сделать?!"
Время - ночь
Большая часть фильма уже отснята - в Финляндии и Эстонии. В России почему-то все действие происходит ночью, кроме нескольких павильонных съемок "Мистера Икса". Самая последняя рабочая ночь в Москве проходит с большими пиротехническими эффектами - с громом, молниями, искусственным дождем и сильным ветродуем. "Эти явления природы вам дорого обошлись?" - Спрашиваю я напоследок у режиссера Пеэтера Симма. - "Дорого, но от такого удовольствия невозможно было отказаться. Хотелось снять фильм без оружия, без единого выстрела и вообще без взрывов. И нам удалось это сделать, если не считать только раскатов грома".