Магистраль до новостройки
Российская газета | Юрий Витальевич! На днях мэр заявил, что если федеральный бюджет не выделит Москве денег на развитие дорог, то столицу в ближайшее время может парализовать в пробках. Это образ или городские власти действительно ждут судьбоносного решения?
Юрий Росляк | Конечно же, ждут! И не только в Москве, но и во всех регионах страны обеспокоены тем, что дорожное хозяйство катастрофически приходит в упадок. Удержать его от дальнейшего развала может только возрождение дорожных фондов субъектов РФ, упраздненных четыре года назад.
В результате регионы остались без средств, с помощью которых могли бы поддерживать свои основные магистрали в приличном состоянии. А без дорог невозможно и выполнение национальных проектов, в первую очередь - возведения доступного жилья. Ведь прежде чем построить любой дом, к нему нужно проложить дорогу, чтобы подвезти рабочих и стройматериалы.
Поэтому Москва вновь ставит вопрос о воссоздании дорожных фондов. У этих фондов должны быть источники формирования на региональном уровне. Будь они, Москва могла бы ежегодно осваивать на дорожном строительстве 100-120 миллиардов рублей.
РГ | А осваивает?
Росляк | Благодаря тому, что несмотря ни на что, столица сохранила свой территориальный дорожный фонд и по-прежнему консолидирует в нем налог на прибыль, направляя в него также все доходы в виде акцизов на ГСМ, город тратит на дорожное строительство по 40 миллиардов рублей в год своих средств. В будущем году запланировано довести эту сумму до 42-43 миллиардов. Субвенции же Москве на дорожное строительство из доходов федерального бюджета, которые минфин обязался выплачивать регионам, ликвидируя дорожные фонды, регулярно сокращаются и дошли с прежних 45 миллиардов до 35 миллиардов. Итого получается 75 миллиардов.
Правда, правительство Москвы сейчас добивается того, чтобы недоплаченные 10 миллиардов были предусмотрены в федеральном бюджете хотя бы на 2007 год. Надеется столица получить из федерального бюджета еще 4-5 миллиардов в порядке финансовой помощи, которую президент РФ поручил оказать всем крупным городам страны.
Но главное для Москвы, конечно же, состоит в том, чтобы иметь право на стабильные собственные источники формирования дорожного фонда. Для этого мы предлагаем вернуть существовавший прежде отдельный целевой налог на пользователей автодорог. Установить его предлагаем в размере 3-5 процентов от налога на добавленную стоимость - как раз на столько предлагается его снизить.
Кольцо за кольцом
РГ | Союзники у столицы есть?
Росляк | В их числе, как я уже заметил, все без исключения регионы страны. Поддерживает и Совет Федерации, вышедший со своим законопроектом на этот счет в Госдуму. Столица пытается помочь включить его проект в повестку слушаний на осенней сессии с тем, чтобы хотя бы весной будущего года он стал законом. Но вместо этого пока делается все, чтобы уничтожить правовую базу возрождения дорожных фондов. Поправки, которые внесены в Бюджетный кодекс РФ, исключают возможность целевой консолидации средств внутри бюджета на конкретные программы.
РГ | И что же намерена делать Москва?
Росляк | И дальше пытаться убедить минфин в том, что пора избавить Россию пока хотя бы от плохих дорог.
РГ | Москва знает, как это сделать?
Росляк | Потребности города столичному правительству, безусловно, известны. Нам необходимо перейти от подготовительных работ, которые весь год шли на трассе четвертого транспортного кольца - освобождение будущего дорожного полотна от застройки, завершение проектно-сметной документации, - непосредственно к строительству. В 2007 году стоит задача закончить возведение Звенигородского проспекта, который свяжет Красную Пресню с Рижским шоссе. Там большая часть строительных работ уже позади - пройден глубокий тоннель под Серебряным Бором, активно строится мост через Москву-реку. Осталось лишь провести радиальную реконструкцию улицы Маршала Жукова и выйти на 3-ю Силикатную улицу, чтобы соединить ее с улицей Живописной и выйти на Красную Пресню. Есть проекты, техника, люди. Не хватает лишь денег.
Ежеквартальное изменение потребительской корзины в Москве обязательно сопровождается автоматическим увеличением пенсий
Недостаточное финансирование сдерживает и темпы реконструкции Ленинградского шоссе. Хотя строительство тоннеля на пересечении с выездом с Ходынского поля идет весьма форсированно. Эту площадку невозможно сдерживать при любых обстоятельствах, так как в мае будущего года на Ходынке состоится чемпионат мира по хоккею. Не можем же мы посадить хоккеистов в пробки на дорогах!
РГ | Летом во время встречи с Игорем Левитиным, главой минтранса, Лужков говорил, что было бы неплохо строящуюся дорогу Москва - Санкт-Петербург ввести в Москву и сделать ее еще одной вылетной магистралью. Договорились?
Росляк | Пока очевидно лишь то, что составной частью этой магистрали, строящейся на основе государственно-частного партнерства, станет и место ее присоединения к МКАД в районе Бусиновской развязки.
Тепло, светло, дорого
РГ | Юрий Витальевич! Известно уже, насколько вырастет квартплата у москвичей в будущем году?
Росляк | Рост составит, как показывают расчеты, примерно 18 процентов. На сколько именно, станет известно в ноябре. Пока могу заверить в одном - в отличие от прошлого года пересмотр тарифов произойдет лишь один раз.
РГ | А плата за присоединение к электросетям не ударит город по градостроительным планам?
Росляк | Правительство Москвы пошло на ее введение по соглашению между столицей и РАО "ЕЭС России": им одним не под силу сформировать инвестиционную составляющую для реконструкции и развития внутренних сетей. В свою очередь они обещали выделить на это денег, а также увеличить долю инвестиционной составляющей в тарифах на электроэнергию. Мы ожидаем реализации этих договоренностей, чтобы решение проблемы не оказалось на плечах одних только строителей и покупателей жилья. Если энергетики все-таки не смогут взять часть расходов на себя, то правительству Москвы придется снизить тарифы на присоединение для застройщиков.
РГ | А как вы оцениваете возможные последствия от перевода предстоящей зимой столичных теплоэлектроцентралей на мазут как основное топливо?
Росляк | Москва никогда этого не допустит. Слишком долго - целых двадцать лет, город боролся за то, чтобы избавиться от топлива, из-за которого над столицей шли серные дожди. Насколько мне известно, жесткая позиция правительства Москвы побудила энергетиков начать более активные переговоры с "Газпромом" об увеличении для снабжения столицы поставок газа и нефти.
В ответе за бюджетников
РГ | В чем состоит принципиальное отличие бюджета будущего года от нынешнего?
Росляк | Он еще более социально ориентирован. В частности, им предусмотрено 40-процентное увеличение зарплаты бюджетникам. Произойдет это в два этапа: к 1 мая зарплата учителей, врачей и других специалистов вырастет до 5400, а к 1 января - до 6100.
РГ | А обещанные 100 садиков построят?
Росляк | Куда же деваться? Слово дано, дело чести выполнить его. Вторая сотня детсадов появится в 2008 году: 71 новый садик и остальные - капитально отремонтированные и реконструированные.
РГ | Пенсии тоже вырастут?
Росляк | Это стало уже нормой: ежеквартальное изменение потребительской корзины в Москве обязательно сопровождается автоматическим увеличением пенсий. Если будет, как обещано, повышена и государственная часть пенсий, то москвичи этой самой незащищенной категории будут чувствовать себя намного увереннее в будущем году.
РГ | Вопрос по теме, бурно обсуждаемой сейчас в стране. Как известно, президент предложил вывести весь игорный бизнес в четыре специально отведенные для этого зоны. Москва не собирается предложить для этого свою площадку?
Росляк | В городе таких площадок нет.
РГ | Вы хотите сказать, что столице ничего не стоит потерять 10 миллиардов рублей, которые бюджет получает от игорного бизнеса в виде налогов?
Росляк | Для начала уточню: не 10, а 5-6 миллиардов. Но дело даже не в этом. Главная задача правительства Москвы - получать доходы не любым путем (кто-то, например, зарабатывает на распространении наркотиков!), а прежде всего за счет расширения объемов реального производства и повышения благосостояния москвичей. Этим город и занимается.