Руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Круглик на правительственном часе в Госдуме в середине октября выразил сомнение в безаварийной работе систем жизнеобеспечения населенных пунктов в нынешний отопительный период. Согласно официальной отчетности, к зиме подготовлено 96,3 процента жилого фонда, почти 97 процентов котельных, почти 100 процентов тепловых, водопроводных и канализационных коммуникаций. В реальности же упомянутые показатели намного ниже, особенно в "глубинке". По мнению С. Круглика, учитывая финансирование жилищно-коммунального комплекса на начало октября только в 76 процентов, а создания топливных запасов - почти в 70 процентов, в совокупности с нарастающим износом основных фондов жилищного комплекса и коммунально-бытового хозяйства, эти факторы вызывают серьезные опасения за работу жилищно-коммунального комплекса, прежде всего в небольших населенных пунктах.
Особо актуальным вопросом становится обеспечение энергетическими ресурсами системы ЖКХ. По имеющейся информации, уже 16 субъектов Федерации стали энергодефицитными, а в ближайшее время их количество может достигнуть 25.
"По отдельным субъектам РФ положение дел с созданием нормативных запасов топлива вызывает определенную тревогу: это Алтай, Тыва, Калмыкия, Астраханская, Вологодская, Читинская, Томская области и ряд других", - подчеркнул С. Круглик. По его словам, в Эвенкии, Ингушетии, Ульяновской области нарушены сроки выполнения плановых заданий по подготовке жилищного фонда к отопительному сезону. В Приморском крае, Рязанской и Мурманской областях своевременно не подготовлены котельные и теплоэнергетическое оборудование. Не выдержан график ремонтных работ тепловых и водопроводных сетей в Калмыкии, Новгородской, Костромской, Омской областях, Приморском крае, некоторых других регионах.
Впрочем, по имеющейся информации, остается высоким уровень износа и аварийности тепловых и канализационных сетей в московском и петербургском регионах, а выделяемые на их реконструкцию деньги зачастую поступают, как и в других субъектах РФ, несвоевременно, что их обесценивает до самих ремонтных или строительных работ. "Передача полномочий по вопросам функционирования ЖКХ и его подготовки к зиме на местный уровень не привела к качественному улучшению ситуации. Полномочия региональных и муниципальных властей в этой области до сих пор не определены. То есть во многих регионах, особенно в "критических", видна неспособность администраций вести такую работу", - подчеркнул С. Круглик.
Управляющие же компании, в большинстве своем, повышают тарифы не столько для компенсации собственных издержек, сколько для быстрого увеличения своей прибыли. Но, скажем так, заблаговременный рост этих тарифов выгоден местным администрациям, включая до РЭУ, ибо повышает обоснованность их требований по дальнейшему увеличению "жилищно-коммунального" финансирования. Качество же "дорожающих" объектов и услуг в ЖКХ, как правило, ухудшается. Причем во многих регионах один и тот же объект часто переходит от одной компании к другой: то есть многие из фирм-"управленцев" являются посредническими и непрофессиональными. Документация же оформляется таким образом, что очень часто некому ремонтировать объекты ЖКХ, а физическим или юридическим лицам не с кого взыскать хотя бы частичную компенсацию аварийных издержек. Не налажен до сих пор и должный контроль за расходованием денег в этой сфере, включая проверку обоснований повышения тарифов. А в такой ситуации, по мнению экспертов упомянутого агентства, неизбежен постоянный рост тарифов ЖКХ при неизбежном ухудшении его качественных, в том числе экологических параметров.