На предыдущей сессии он уже рассказывал депутатам о ходе реализации проекта по внедрению электронных карт. Надо отметить, что мэрия уже второй раз затевает транспортный карточный проект, и вновь его внедрение встречается недовольством населения. Прежние карточки выдавались тем, кто имел право на бесплатный проезд, это были разного цвета ламинированные "визитки" с фотографией владельца. Горожане тогда были недовольны организацией выдачи карт: ведь владельца нужно было сфотографировать специальным аппаратом, а их поначалу было мало, в положении о карточках оказались забыты некоторые категории льготников. Поначалу карточки выдавали только пенсионерам, прописанным в Новосибирске, потом к ним добавили и "областных". И вот, когда все "устаканилось", монетизация льгот лишила эти проездные билеты всякого смысла. Но карточки "реинкарнировали" в новом, электронном виде.
Андрей Ксензов напомнил, что льготный проезд студентам был введен решением горсовета в 1992 году. Из нынешнего состава депутатского корпуса в этих событиях участвовал только Виктор Козодой. Решение принималось в условиях галопирующей инфляции и при сложных отношениях между депутатами и тогдашним мэром Иваном Индинком.
Народные избранники долго и безуспешно добивались бесплатного проезда для пенсионеров. В некоторых городах такую льготу тогда уже ввели, но чиновники мэрии Новосибирска упорно отвечали депутатам, что "нет финансовой возможности".
Хотя пресс-центра мэрии тогда еще не было, но накануне Нового года все новосибирские СМИ донесли радостную весть: "мэр Новосибирска делает подарок пенсионерам – бесплатный проезд на наземном пассажирском транспорте". Градоначальник не имел права этого делать, введение льгот – прерогатива представительной власти, но Иван Иванович рассчитывал на то, что у депутатов не поднимется рука отменить это популярное решение. Но, как говорится, не на тех напал. На внеочередной сессии его не только не отменили, но ввели льготу еще и на метро! На возражение Георгия Глебова, тогдашнего главного транспортника мэрии, что деньги есть только на льготирование наземного транспорта, раздалась реплика из зала: "Нашли на наземный, найдете и на метро!"
А дальше пошел "разгул демократии": кто-то вспомнил про многодетные семьи – дали льготы; кто-то вспомнил про студентов – дали 50-процентную льготу и им. Мэр только и успевал хвататься руками за голову, сожалея о джине, которого сам выпустил из бутылки. Вот так появились самые значительные, массовые льготы Новосибирска.
Льгота студентам осуществлялась через специальный проездной билет. Последняя формула определения его цены была такова: поездка на метро и на автобусе 18 рублей в день, умножить на 24 рабочих дня – получается 432 рубля. С округлением билет стоил 420 рублей. Такой билет невыгодно было покупать тому, кто ездил без пересадок. И если раньше не было способа учета количества поездок, то теперь он появился, и новой льготой сможет воспользоваться большее число студентов.
По словам начальника департамента транспорта, ранее проездными билетами пользовались примерно 13 тысяч студентов, а заявок на студенческие ЕТК подано уже около 42 тысяч, в три с лишним раза больше. Выступая на сессии, первый вице-мэр Владимир Шумилов еще раз привел пример с электросчетчиками: когда их не было, за использованную энергию платили по количеству лампочек и розеток. Кому-то это было выгодно, кто-то "мухлевал", но счетчики все поставили на свои места – воспользовался услугой – плати.
"Сколько давать льгот – дело депутатов,– напомнил Владимир Шумилов.– Могут быть разные подходы, ведь есть же у нас разные категории льготников – кому-то 50 процентов, кому-то больше. Давайте войдем в этот процесс, ведь весь мир идет по этому пути". Тем более что ЕТК может в перспективе стать универсальным платежным инструментом, аналогом банковской карты.
Когда у мэрии появится возможность знать точное количество льготных поездок, то появится и механизм компенсации затрат перевозчиков. А с этим и возможность требовать от федеральной и областной власти компенсации их доли в данных затратах.
Удивительно, что владельцы частного транспорта противятся введению терминалов. История появления кассовых аппаратов связана с тем, что владельцы магазинов захотели контролировать продавцов, чтобы исключить возможность краж. Забавная деталь: продавцы не пускали в магазины коммивояжеров, распространяющих первые кассовые аппараты, и даже избивали распространителей передовой технической мысли. Но тогда кассовые аппараты не были связаны с фискальными функциями государства. Наши же владельцы магазинов и автобусов, протестуя против введения кассовых аппаратов и терминалов, готовы мириться с кражами продавцов и кондукторов, чтобы иметь возможность самим недоплачивать государству.
Внимут ли аргументам властей 13 тысяч "обиженных" студентов? А ведь с 1 января планируется перевести на именные ЕТК всех остальных льготников. Если за дело возьмутся опытные политики, то мы можем получить новых хунвейбинов. Совсем недавно во Франции студенты активными протестами и погромами добились отмены закона, который был выгоден большинству из них, поскольку создавал конкуренцию на рынке труда. Но захотели побузить и побузили.
Могут быть и иные способы противодействия попыткам навести порядок в транспортной сфере. Мэрия решила убрать ПАЗики с городских улиц. И теперь их владельцы идут в администрацию Новосибирского сельского района и регистрируют маршрут, скажем, Краснообск – барахолка, на 99 процентов проходящий по улицам столицы Сибири. Так ПАЗики на законных правах остаются в городе. Что-нибудь придумают и студенты…