В ночь с пятого на шестое июня 2004 года в Новосибирске была жестоко убита семья предпринимателей. Преступники, ворвавшись в дом к чете Балабановых и задушив обоих, забрали всего-навсего 75 тысяч рублей, золотые украшения и сотовый телефон. В октябре того же года похищенный телефон "зазвонил", и оперативники задержали того, кто им воспользовался, - это был житель села Верх-Ирмень, отец троих детей Юрий Гуляев. Он признался в разбое, назвав имя убийцы Балабановых - Андрей Вольферт.
И тут начали обнаруживаться удивительные подробности. Оказалось, что Андрей Вольферт уже почти полтора года беспрерывно лечится в психиатрической больнице №3, куда он по собственному желанию лег… после другого убийства, совершенного им же в Ордынском районе еще в 2002 году. И более того - у него есть медицинское заключение (выданное в той же больнице), что он является невменяемым. На основании этого заключения уголовное дело об убийстве в Ордынском районе закрыто, а Андрей Вольферт направлен на принудительное лечение. То есть, по идее, должен содержаться в психиатрической лечебнице под присмотром - убийца ведь, в конце-то концов. В реальности же Вольферта никто не караулил, и он был волен приходить и уходить из стационара в любое время. В день убийства подельники заехали за ним в больницу, а после расправы над семьей подвезли обратно.
Но и это еще не все. Следствие выяснило, что мотивом убийства стали финансовые затруднения все того же пациента Вольферта. По оперативным данным, Андрею Вольферту требовалась крупная сумма, чтобы заплатить как раз за медицинскую справку о невменяемости. Документ, освобождающий от уголовной ответственности за ордынское преступление, стоил якобы сто тысяч рублей. По странному стечению обстоятельств, соответствующее заключение Вольферт получил спустя две недели после убийства Балабановых - по данным следствия, именно он забрал себе всю добычу из дома предпринимателей. Видимо, на справку хватило.
Между тем новое обследование показало, что Андрей Вольферт в полном рассудке. Чтобы убедиться в этом на сто процентов, суд направил обвиняемого в Москву, в Институт судебной психиатрии имени Сербского. Специалисты пришли к однозначному выводу: Андрей Вольферт не страдал и не страдает никаким психическим расстройством и не нуждается в мерах медицинского характера. Вот тебе и справка о невменяемости, вот тебе и свободный режим… Почему муниципальная психиатрическая лечебница стала надежным укрытием для жестокого убийцы (избив Владимира Балабанова металлическим предметом до потери сознания, Андрей Вольферт задушил супругов шнурами от электроприборов), - это будет выяснять прокуратура. Можно предположить, что не случись у Вольферта возможности приобрести справку, не было бы и второго убийства, после которого сиротой осталась восьмилетняя дочь Балабановых. Сейчас ребенок находится под постоянным наблюдением психологов, девочку воспитывает бабушка-пенсионерка. Когда Новосибирский областной суд приговорил Андрея Вольферта к 21 году колонии строгого режима, мать погибшего Владимира Балабанова не могла сдержаться и разрыдалась - судебный процесс дался ей очень тяжело, почти на каждое заседание приходилось вызывать "скорую". Андрей Вольферт до самого конца продолжал настаивать на том, что не убивал супругов, по его словам, он падает в обморок от одного вида крови…
Сейчас, когда Вольферту вынесен обвинительный приговор по делу об убийстве Балабановых, будет отменено решение и по ордынскому преступлению. Он должен ответить и за ту смерть, якобы причиненную в алкогольном беспамятстве. Не исключено, что определенные результаты принесет и проверка медучреждения, где в течение полутора лет с комфортом проживал убийца.
Кстати, это не первый скандал в Новосибирске, связанный с врачами психиатрических медучреждений. В Советском районном суде рассматривается уголовное дело, где один из обвиняемых - и. о. завотделением областной психиатрической больницы №2, кандидат медицинских наук Александр Федоров. Еще один врач высшей квалификации, член экспертной комиссии Леонид Дербеко до сих пор скрывается от следствия, по его распоряжению диагноз "шизофрения" появился у 63-летнего новосибирца Евгения Скворцова. Целью преступников была квартира пенсионера, который едва вырвался из стационара, где его двое суток удерживали насильно. А в той же больнице №3, где задержали Андрея Вольферта, в этом году произошло еще одно ЧП, связанное с нарушением режима: из больницы на несколько часов исчезла группа военнослужащих, которые были направлены туда для медицинской экспертизы. Погуляв, рядовые вернулись так же легко, как и покинули больницу.