24.10.2006 04:10
Экономика

Всемирный банк останется в России

И готов активно помогать в развитии региональных проектов
Текст:  Татьяна Конищева
Российская Бизнес-газета - : №0 (577)
Читать на сайте RG.RU

- Господин Кацу, последнее время стала мелькать информация, что банк заканчивает свою работу в России. Так ли это? Или банк, наоборот, выдвинет новую стратегию сотрудничества?

- Может, поставить вопрос немного по-другому? Не банк уходит из России, а прошли те времена, когда Россия совсем перестала нуждаться в банке? Но! Наша позиция такова - до тех пор, пока правительство считает, что Всемирный банк приносит определенную пользу стране, продолжая свою работу на федеральном и региональном уровне, - мы, безусловно, готовы и дальше сотрудничать с Российской Федерацией.

И, как нам кажется, у такого сотрудничества есть не только настоящее, но и хорошие перспективы на будущее.

Россия страна очень интересная: в течение последних нескольких лет она очень быстро превращается в важного игрока на мировой арене по всем аспектам международной деятельности. Не нужно далеко ходить за примером - Россия в текущем году председательствовала в "большой восьмерке". Кроме того, Россия взяла на себя серьезные обязательства как страна-донор. Она участвует в ряде международных инициатив наряду с развитыми странами, как, например, в списании двусторонних долгов наименее развитым странам мира. Помимо этого Россия готова предоставлять общественные блага в рамках соответствующих международных инициатив: будь то борьба с птичьим гриппом, с ВИЧ/СПИДом или программа по ускоренному достижению целей тысячелетия в области образования.

И в рамках дальнейшего сотрудничества банка с Российской Федерацией, в нашей работе мы будем делать акцент именно на этих аспектах. Банк будет оказывать содействие России в ее стремлении стать крупным и серьезным международным донором. Я рассматриваю данное направление как новый аспект, новую область нашей совместной работы с правительством.

- Вы приняли участие в работе Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ). Каков, на ваш взгляд, сложившийся на сегодня в России инвестиционный климат?

- Несколько слов по поводу самого Консультативного совета. Я уже четвертый или пятый раз принимаю участие в заседании КСИИ. И мне кажется, что отношения между Советом и правительством улучшаются, рабочие группы начинают заниматься все более содержательными вопросами. В ходе обсуждений уже рассматривают вопросы реформ второго поколения.

Со стороны правительства укрепляется интерес к установлению серьезного диалога с инвесторами. И это важно, особенно если учесть, кто входит в состав Совета. Речь идет о крупнейших компаниях мира, представляющих самые разные отрасли экономики. Чрезвычайно важно видеть, что идет открытый обмен мнениями, который, в свою очередь, превращается в долгосрочные обязательства по сотрудничеству с Российской Федерацией, которые берут на себя эти крупные компании в качестве членов Консультативного совета.

Хотелось бы отметить, что, с одной стороны, инвестиционный климат в стране улучшается. Но, с другой стороны, мы видим, что возникает некоторая озабоченность среди инвесторов. Частично, на мой взгляд, это было связано с тем, что властями были предприняты некоторые шаги, которые не получили надлежащего разъяснения. Кроме того, присутствует озабоченность по поводу недавних случаев насилия, направленных против известных в стране людей. Что это - попытка неких сил запугать кого-то и зачем-то? Поэтому, я полагаю, что и в данной ситуации, было бы важно максимально открыто и оперативно доводить информацию до сведения инвесторов.

Дело в том, что всем нам нужна крепкая российская экономика. Все заинтересованы в том, чтобы экономика России была больше интегрирована в мировую экономику. И мы в банке, конечно, хотим добиться того, чтобы объем инвестиций в страну увеличивался. И не только иностранных, но и отечественных. Это нужно для того, чтобы диверсифицировать экономику страны, для того чтобы уйти от зависимости от природных ресурсов, то есть для того чтобы российская экономика стала более конкурентоспособной.

- В принципе приток инвестиций в Россию увеличивается. Речь, правда, пока идет о спекулятивных или "коротких" деньгах, которые приходят на российский рынок с желанием заработать быстро и много. Когда все-таки можно ожидать прихода в Россию качественных инвесторов?

- Я думаю, что причины связаны с тем, о чем я уже говорил, упоминая важность Консультативного совета, в состав которого входят первые лица, руководители более 20 глобальных игроков. Помимо этого нужно, чтобы эти компании, которые вкладывают миллиарды в Россию, остались в стране. Что касается спекулятивного капитала, то всегда такие операции были и будут. Тем не менее участие компаний, входящих в состав Консультативного совета, подтверждает, что есть интерес к рынку, к России со стороны серьезных игроков.

При этом отмечу, что сегодня инвестиции идут не только в нефтяной сектор, но и, к примеру, в автомобильную промышленность. Последние два-три года мы видим, что на российский рынок приходят крупные производители автомобилей. Мы видим, что на рынке крупных потребительских товаров международные корпорации расширяют свое присутствие. Мы видим, что многие крупные инженерные компании стали формировать здесь свои подразделения или свои отделения, чтобы воспользоваться качественной рабочей силой, которая имеется в Российской Федерации.

Кстати говоря, сейчас поступает столько инвестиций, что возникает другая проблема - барьеры. А именно, много компаний, даже российских, говорят, что один из факторов, который тормозит дальнейшее развитие, - это недостаточные квалификация и навыки рабочей силы. В России уже ощущается дефицит рабочей силы. И это тоже влияет на то, что достаточная часть инвестиций является краткосрочной и спекулятивной.

- Судя по вашим оптимистическим прогнозам, инвестиции в Россию все-таки придут. Но придут они в реальный сектор. А как быть с инфраструктурой, с которой в России беда. Как такой стране, как Россия, с огромной территорией и довольно жестким климатом обойтись без государственной поддержки? Бизнес, как известно, денег на это тратить не будет, а средства Стабфонда правительство не трогает. Но те же развитые страны для развития инфраструктуры тратили немало бюджетных средств.

- Вы правы, что Россия огромная страна, с огромной территорией, со сложными климатическими условиями. И покрыть эту территорию необходимой инфраструктурой - очень непростая задача. Я полагаю, что сегодня власти пытаются сделать следующее. Они стараются сформировать хорошие эффективные системы, которые позволили бы должным образом осуществлять инвестиции в инфраструктуру. Как на этапе заключения контрактов самих инфраструктурных проектов, так и на этапе эксплуатации уже созданных объектов инфраструктуры. В частности, для этого применяется механизм частно-государственного партнерства. Я считаю, что это достаточно мудрый шаг со стороны правительства пойти именно таким путем. А не сразу сломя голову бросаться финансировать все эти проекты.

Важно пройти все этапы в экспериментальном, опытном режиме. И, как известно, для крупных объектов инфраструктуры, особенно для страны с таким суровым климатом, вопросы эксплуатации и содержания инфраструктуры не менее важны, чем строительство новых объектов. Поэтому если Россия всего понастроит, не подумав о том, что делать дальше, это будет означать просто разбазаривание средств. Я уверен, что системы, которые формируются сейчас и будут должным образом внедрены, завтра позволят осуществить необходимые инвестиции. Потому что такие города, как, например, Санкт-Петербург, активно работают в этом направлении. И Всемирный банк имеет честь оказать институциональную и техническую поддержку властям города в части формирования государственно-частных партнерств как раз в интересах инфраструктурного сектора.

- К слову о регионах. Два года назад во время ежегодного собрания ВБ и МВФ говорилось о том, что банк готов рассмотреть возможность разработки нового финансового инструмента, позволяющего кредитовать регионы России напрямую, без гарантий со стороны центра. Как продвигается работа в этом направлении и можно ли уже сегодня говорить о каких-либо предварительных результатах такого рода сотрудничества?

- Вы имеет в виду наш новый инструмент, который называется Муниципальным фондом. Да, этим инструментом пользуется наше подразделение, которое работает с частным сектором - Международной финансовой корпорацией (МФК). Россия является одной из первых стран, где такой инструмент был применен. Первым участником новой программы стала Чувашия. Но поскольку Совет директоров банка хотел бы оценить прогресс этой программы, то мы пока рассматриваем эти операции в качестве пилотных. И поэтому масштаб программы пока скромен - порядка 50 миллионов долларов в год. Но чем успешнее мы будем работать в Чувашии, тем более успешно мы будем внедрять эти инструменты для работы в других регионах.

- Помимо Москвы вы в ходе своего нынешнего визита в Россию посетили Ханты-Мансийск. Вы наметили программу сотрудничества с региональными властями?

- У меня была возможность совершить слишком краткую поездку в Ханты-Мансийск. Этот автономный округ, как известно, основной источник нефти. Но мне, к сожалению, не удалось подробно ознакомиться с регионом, поскольку я был занят в переговорах с представителями правительства. Мы подписали Меморандум о взаимопонимании с правительством автономного округа, с которым наше будущее сотрудничество действительно приобретает конкретные очертания. Поначалу мы предполагаем осуществить ряд диагностических проектов в поддержку действий регионального правительства. Мы будем создавать базу для формирования среднесрочной стратегии развития региона. И также будем осуществлять ряд мероприятий обучающего характера.

В ходе своего визита я ознакомился с результатами инвестиционных проектов, которые были осуществлены в этом округе. И на меня, честно говоря, произвело сильное впечатление, когда я узнал, какие приоритеты были выбраны в качестве инвестиционных. Речь шла о развитии общества, о развитии человеческого капитала. Мы посетили центр для одаренных детей Севера. Мы видели, как много вкладывается в развитие музейного дела.

- То есть Ханты-Мансийск может рассчитывать на кредиты Всемирного банка?

- Давайте не будем запрягать лошадь впереди телеги. Мы не хотим давать кредиты, только ради самих кредитов, так как это роль коммерческих банков. Наша роль состоит в реализации деятельности банка как института развития. Я недаром сказал, что мы будем заниматься вопросами обучающего характера, вопросами формирования потенциала, вопросами разработки стратегии. В частности, мы будем говорить о совершенствовании бюджетной системы и системы образования. В качестве дополнительной составляющей нашей работы можно говорить и о финансовом сотрудничестве. И в этом направлении есть разные варианты для продолжения дальнейшего сотрудничества с Россией.

Макроэкономика Банки Всемирный банк (ВБ)