25.10.2006 04:00
Экономика

Дмитрий Козак предложил радикально изменить систему финансирования регионов

Дмитрий Козак предложил изменить систему финансирования регионов из федерального бюджета
Текст:  Илья Акимов Алена Ларина Мария Мазур Татьяна Павловская
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4205)
Читать на сайте RG.RU

При финансировании регионов, считает глава комиссии, следует учитывать темпы их социально-экономического развития. Другими словами, если региональная власть старается, то за это ее надо поощрять. А чтобы не ошибиться с "премиями" следует периодически составлять рейтинги уровня социально-экономического развития регионов. Не откладывая дело в долгий ящик, комиссия обратилась в минфин с поручением разработать методику составления ежегодных рейтингов эффективности работы власти: для субъектов РФ - федерального, а для муниципалитетов - регионального. Кроме того, министерство должно подумать о создании целевых фондов, из которых и будут "премировать" передовиков. По планам новая система может быть применена уже при разработке бюджета на 2008 год.

 КАК ВАМ ЭТО?

Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края:

- Конкуренция должна быть не только в бизнесе, но и в административной сфере. То есть регионам нужно бороться за получение дотаций, субвенций и субсидий из центра.

Критерий тут один: показатели, отражающие истинное положение дел в регионе. Это и рост валового внутреннего продукта, и состояние дел в экономике, и доходы на душу населения, поступление средств в бюджеты всех уровней и так далее. По этим и многим другим параметрам, думаю, будут определяться финансовые принципы стимулирования развития регионов.

Арсен Каноков, президент Кабардино-Балкарии:

- Считаю, что дополнительное финансовое стимулирование регионов может стать одним из способов улучшения социально-экономической жизни населения. Как одну из мер предлагаю до 25 процентов от сумм НДС, собранного в субъекте Федерации, оставлять в бюджете региона.

Такие отчисления позволят повысить наполняемость местной казны.

В рамках реализации 131-го Федерального закона муниципальные образования получили достаточно широкие полномочия, которые зачастую не подкреплены финансами. И средства НДС могут помочь им в решении многих дополнительных вопросов.

Уверен, что основной задачей в бюджетном процессе любого дотационного региона должно являться снижение доли федеральной финансовой помощи. В Кабардино-Балкарии уровень дотационности планируется уменьшать на пять-десять процентов ежегодно за счет увеличения доходности республиканского бюджета.

Александр Починок, первый заместитель полномочного представителя президента РФ в ЮФО:

- Схему поощрения регионов нельзя выделять из всей совокупности предложений, которые обсуждались на комиссии. А совокупность предложений проста: сначала определить минимально допустимый уровень бюджетной обеспеченности и принципы финансового обеспечения региональных и местных полномочий, а потом подготовить и ввести федеральные и региональные рейтинги эффективности деятельности органов власти.

Для этого берется набор показателей, отражающих уровень социально-экономического развития, уровень использования региональных ресурсов и степень продвижения вперед. Причем, подчеркиваю, рейтинги не абсолютные, а относительные. То есть даже отстающий субъект, если в нем видны прогрессивные перемены, может обогнать в этом плане лидеров. Соответственно, должны быть созданы фонды для финансового стимулирования регионов - федеральный бюджет, муниципалитетов - региональные бюджеты. Чтобы эта помощь оказывалась, субъектам и муниципальным образованиям нужно добиться положительной динамики. Такая система позволит отстающим подтянуться и получить дополнительные средства. Минфину поручено до 1 декабря подготовить соответствующие предложения и внести их на рассмотрение правительства.

Кстати, минфин уже работал в таком ключе, и подобные схемы стимулирования показали свою результативность. Как раз на заседании комиссии было показано, что, как только он начинает стимулировать какой-то из субъектов, регион, получая серьезную прибавку (даже за незначительные усилия), демонстрирует темпы роста доходов или значительную экономию затрат. Возьмем, к примеру, Дагестан. Несколько последних лет в республике наблюдаются устойчивые темпы роста валового регионального продукта. Следовательно, она будет поощрена.

А что касается предложения распределять между субъектами пропорционально численности их населения четвертую часть сборов от налога на добавленную стоимость, то тут надо считать. Да, действительно, доля собственных доходов регионов в последнее время уменьшилась. Раньше они имели намного более высокий процент от всех доходов, теперь - до 40 процентов, то есть произошло колоссальное снижение. Конечно, что-то нужно с этим делать. Что - пока не совсем понятно. Необходимо поработать в этом плане с каким-то из устойчивых налогов, например, на прибыль или действительно с НДС. В какой пропорции - надо смотреть.

Юрий Васильев, председатель комитета ГД по бюджету и налогам:

- Напомню, что комиссия, которая занимается вопросами улучшения социально-экономической ситуации в Южном федеральном округе, создана месяц назад. В других федеральных округах таких комиссий пока нет. Но по первому заседанию стало ясно, что вопросы, которые она решает, касаются практически всех территорий.

Как сказал Дмитрий Козак, надо создать такие принципы выделения средств из федерального бюджета регионам, чтобы этот процесс не зависел от лоббистских возможностей их руководителей. И это совершенно верно.

Надо сказать, что в бюджетной политике мы уже начали двигаться в этом направлении. Однако понимаем, что, несмотря на использование новых подходов, направленных на усиление стимулов для увеличения доходной базы региональных бюджетов, эта система до конца не срабатывает.

Об этом свидетельствует и ситуация, сложившаяся в ЮФО. Но тут надо сказать об особенностях структуры доходов бюджетов его регионов. Если в структуре консолидированных бюджетов субъектов РФ доля безвозмездных перечислений составляет 16 процентов, то по ЮФО - 39 процентов, при этом доля налоговых доходов соответственно - 73 процента и 54 процента. При этом на территории девяти субъектов ЮФО (из тринадцати) собирается лишь 18 процентов налоговых доходов. Тем не менее по состоянию на 1 сентября 2006 года темп роста налоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом 2005 года сложился выше среднероссийского (122 процента) и составил 135 процентов. Это говорит о динамичном развитии собственной налоговой базы у "южных" регионов. Однако когда распределяли средства по ныне действующей схеме, получилось, что в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Адыгея, Северная Осетия-Алания, Ростовской и Волгоградской областях объемы дотаций по сравнению с 2006 годом снизились. И только активная позиция депутатов привела к сохранению трансфертов на уровне 2006 года, а по некоторым регионам даже к их увеличению.

Федеральный бюджет Бюджеты регионов Полпреды Президента в федеральных округах