25.10.2006 01:10
Общество

Галине Вишневской исполняется 80 лет

Сегодня Галине Вишневской исполняется 80 лет
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4205)
Читать на сайте RG.RU

Это мудрость и строгость высокого духа, способного приподнимать остальных, заставляющего каждого хоть на мгновение обнажить собственную душу и заново ощутить в себе заповедную силу правды, любви, чести, цельной красоты.

Именно поэтому сегодня, в день 80-летия Галины Вишневской, в Концертном зале им. Чайковского соберутся звезды мирового искусства, политики, друзья, ученики, поклонники и вся ее семья. Грандиозное гала "Вишневская, vivat!", поставленное Дмитрием Бертманом, будет вести Святослав Бэлза, а музыкальные подарки Галина Павловна примет от Ларисы Дядьковой, Владимира Чернова, Бадри Майсурадзе, Владимира Маторина, Владимира Огновенко и Денниса О"Нилла. Для примадонны будут играть Максим Венгеров и Денис Мацуев, выступят балетные звезды Большого театра - Светлана Захарова, Николай Цискаридзе и Мария Александрова. Но этим головокружительная программа гала не ограничится. Дмитрий Бертман готовит для Галины Павловны множество сюрпризов, среди которых прозвучит "Застольная песня" из "Травиаты" в исполнении сто сопрано. По просьбе Мстислава Ростроповича выступит один из самых известных дирижеров современности Сейджи Озава. "Российская газета" подготовила свой подарок для певицы: посвящение от режиссера, с которым она готовила в Большом театре свои дебютные роли Татьяны в "Евгении Онегине", Леоноры в "Фиделио", множество других образов.

   ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Борис Покровский,

режиссер, народный артист СССР:

- Галина Вишневская - имя ее у всех на устах и в сердцах, потому что, когда мы смотрим на нее, когда слушаем ее голос, мы проживаем целую жизнь, не свою - другую, вместе с образами, которые Галина Вишневская создавала на сцене оперного театра. Это трудно - создать образ, но именно в его существовании заключается фантастически привлекательная и чудодейственная сила оперы для каждого из нас, живущих на земле. Для каждого, кто любит красоту, кто поклоняется всякому явлению окружающего мира, направленному во благо жизни, во благо соединения, любви друг к другу, во благо добра. Эту энергию распространяет между людьми великое искусство и опера, в частности. Именно оперное искусство владеет огромной силой фантазии и проникновением в душу человеческую, потому что опера - музыка. Галина Павловна - человек, который в искусстве может творить чудеса. Когда она исполняет произведения Чайковского, мы живем вместе с нею, вместе с ее образами, созданными Чайковским и Пушкиным. Когда она поет Верди, мы уезжаем в далекую страну Египет, встречаемся с девочкой, влюбленной в великого Радамеса. Мы ощущаем себя в древнем, незнакомом мире, где живет Аида, несчастная и вместе с тем торжествующая в своей любви к человеку, столь далекому от нее. И Радамес верен ей, потому что понимает всю доброту ее нежного сердца. В этом есть чудо оперы, когда все чувства, вся жизнь создаются через музыку, через отношения актеров, через мизансцены. Мы - люди искусства -существуем ради того, чтобы открывать это волшебство обычному человеку, чтобы он ощущал за своим обычным образом товарища, друга, гражданина огромный прекрасный мир. И хотя невозможно не сказать, что Галина Вишневская - прекрасная певица, актриса, звезда, очень умная, настойчивая, сумевшая создать театральную школу, - все это будет просто торжеством и формальностью по отношению к ней. Самое главное в ней вообще трудно оценить, но я-то знаю, потому что имел удовольствие и радость репетировать вместе с ней. И я до сих пор вижу, как во время репетиций Галина Павловна превращается в другую женщину, которая потом появится перед публикой, и как публика будет плакать, смеяться, жить жизнью этой женщины и аплодировать ей. Галина Павловна начинала свою карьеру в Большом театре. И уже тогда, когда все только начиналось, определялся венец ее творчества: познание мудрости оперного образа, мудрости, полной человечности. Потому что на репетициях даже мне, режиссеру, часто приходилось отворачиваться в другую сторону, чтобы она хоть на секунду осталась одна, посмотрела в открытое окно. Она не замечала этого, потому что, когда творила образ, ничего больше не видела, ничего, кроме образа. Вот этот элемент создания нового образа и привлекал меня в работе с Вишневской. У Галины Павловны хорошее внутреннее воспитание. Она воспитывала себя для оперы, она воспитывала себя для музыки, для действия. И это принесло результаты. Одного имени - Галина Павловна Вишневская - достаточно для того, чтобы понять высокий образ великого искусства - великого, сложного и дорогого ей оперного жанра. Вспоминать об этом сегодня, в такое сложное для искусства время, особенно нужно. Я часто вспоминаю наши репетиции, и мне эти воспоминания о нашей совместной работе с Галиной Павловной помогают ощущать себя счастливым.

Образ жизни Музыка