Совещание, которое в конце дня было запланировано в администрации Сахалинской области, задержалось на час - ждали вертолет, на котором Юрий Трутнев заканчивал облет трассы трубопровода. Все ждали, что совещание будет горячим, но что оно будет столь безжалостным к оператору проекта, пожалуй, не ожидал никто, кроме разве что самого министра да главы Росприроднадзора Сергея Сая, которые находились под сильным впечатлением от увиденного...
Доклад исполняющего обязанности руководителя управления Росприроднадзора по Сахалинской области Дмитрия Белановича тоже впечатлил. Перечень официальных замечаний и рекомендаций со стороны Росприроднадзора составляет несколько сотен (!) пунктов. Среди них - нарушения ТЭО, перетрассировки, изменения русел рек, эрозия и уничтожение плодородного слоя почвы, незаконная вырубка леса, занижение степени опасности природных процессов (землетрясений, селей, оползней, тайфунов...), выпучивание труб, траншейные (а не мостовые!) переходы через нерестилища и прочее, и прочее. Поверьте, этим списком можно было бы занять всю газетную полосу.
Местные участники совещания - сахалинские гидрометеорологии, экологи - почти не говорили, а лишь демонстрировали слайды - следы варварского вмешательства в природу. Они были еще красноречивее ораторов.
Исполнительный директор "Сахалин Энерджи" Иэн Крейг оказался не готов к такому натиску и ничего на жесткие вопросы министра сказать не мог. Да и что скажешь, например, на такой: "Вы согласны, что на трассе грубые нарушения экологических стандартов Российской Федерации? Если не согласны, не вижу надобности продолжать совещание". Совещание было продолжено.
По мнению министра, нарушения, которые он только что увидел, трудно назвать случайными ошибками. Юрий Трутнев предложил управлению Росприроднадзора по Сахалинской области определить срок окончания комплексной проверки соблюдений требований природоохранного законодательства при строительстве трубопровода (месяц) и провести полный подсчет ущерба, нанесенного экосистеме Сахалина (четыре месяца). Хотя признал, что обсчитать все это, особенно ущерб водно-биологическим ресурсам, будет непросто. По оценкам независимых экспертов, затраты на устранение только нарушений водного законодательства могут составить 100 миллионов долларов, ущерб от строительства завода по сжижению природного газа на побережье залива Анива оцениваются в 10 миллиардов рублей.
Министр пообещал обратиться с просьбой к Ростехнадзору провести проверку самого трубопровода.
Говоря о последствиях, министр выделил три вида нарушений и ответственности. Нарушения, которые можно устранить ("хватит операторам проекта говорить о своем международном авторитете, надо просто этот авторитет поддерживать"), нарушения, которые невозможно устранить - и в этом случае должен рассчитаться ущерб, и, наконец, нарушения, которые подпадают под статьи Уголовного кодекса РФ. К последним, в частности, относятся действия, приведшие к гибели леса, незаконная вырубка леса в особо крупных размерах и "группа лиц по предварительному сговору". Министр дал поручение Сергею Саю в течение двух недель направить соответствующие материалы в Генпрокуратуру.
- Почему вы приехали на Сахалин? Ведь все необходимые материалы проверки и мнения специалистов вам были предоставлены? - спросили его позже на пресс-конференции.
- Я теперь могу прямо смотреть в глаза послам стран-участниц проекта. Могу сказать им, что работы по "Сахалину-2" ведутся безобразно. Потому что лично видел лес, который рубится за полосой отвода, мертвые реки, перекрытые трубой, стоял на краю обрыва, который вряд ли выдержит первый дождь...
Тем не менее Юрий Трутнев дал понять, что радикальное хирургическое вмешательство в проект, о возможности которого он заявлял прежде, дело отнюдь не решенное. "Я не думаю, что будет правильным взять и остановить проект", сказал он. Но очевидно, что придется "останавливать отдельные участки". По приезду в Москву Юрий Трутнев намерен держать совет с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко.