Твердотопливные ракеты Р-30 "Булава" должны стать основой стратегической мощи подводных ракетоносцев нового поколения проекта 955, которые сейчас строятся в Северодвинске на предприятии "Севмаш". Разрабатываются они Московским институтом теплотехники. Новые ракеты смогут доставлять до десяти разделяющихся ядерных боеголовок на дальность до восьми тысяч километров. Особенностью является то, что боеголовки должны маневрировать на конечном участке полета и прорывать любую систему ПРО.
Первоначальные планы ввода в строй ракет Р-30 были весьма оптимистичными. В свое время заместитель министра обороны - начальник вооружения Вооруженных сил РФ генерал армии Алексей Московский официально заявил, что новые морские ракеты "Булава" обязаны быть приняты на вооружение ВМФ не позднее 2006 года, но пообещал постараться завершить работы уже в 2005 году.
Возможно, такая уверенность была обусловлена тем, что разработчикам "Булавы" удалось убедить министерство обороны в том, что их новое изделие настолько хорошо просчитано в проекте, а качество сборки настолько отлажено, что никаких проблем действительно не будет. Более того, руководство Московского института теплотехники заверило, что для принятия положительного решения по "Булаве" вполне можно обойтись десятью испытательными пусками. В советские времена, как правило, проводились десятки испытательных пусков, прежде чем изделие ставилось на боевое дежурство.
Дело в том, что цена каждой межконтинентальной ракеты, что на Западе, что в России, велика и в прямом, и в переносном смысле слова. Помимо того что их разработка и производство стоят огромных денег, на этих ракетах фактически лежит судьба мира, поскольку именно они хранят стратегический паритет на планете. Потому их надежность должна быть стопроцентной.
Не случайно, наверное, в США для морских ракет "Трайдент I" было проведено более 20 испытательных пусков. А для "Трайдент II", считающейся наиболее надежной и мощной ядерной ракетой стратегической триады США, - около 50. В обоих случаях имелись неудачи. В первом цели не смогли достичь три ракеты, во втором - одна.
Неудачи стали преследовать Р-30 сразу. Первый пуск состоялся в сентябре 2005 года, и головная часть ракеты разрушилась в полете. Второй пуск в декабре 2005 года прошел в штатном режиме, ракета достигла полигона Кура на Камчатке. 7 сентября этого года был произведен третий испытательный пуск, который вновь стал аварийным - через несколько минут "Булава" упала в Белое море. И вот очередной, четвертый пуск и очередная, третья неудача. Это звонок, к которому нельзя не прислушаться. Либо сам конструкторский расчет ракеты оказался не столь уж безупречным, либо технология сборки оставляет желать лучшего.
После того как с "Булавой" начались первые проблемы, срок принятия ее на вооружение был пролонгирован с 2006 до конца 2007 года. Сейчас идет серьезный разбор аварийного полета "Булавы", результатом которого, скорее всего, станут новые корректировки планов принятия ее на вооружение. Возможно, придется проводить серьезную доработку конструкции и увеличить число испытательных пусков Р-30, что неизбежно приведет к удорожанию всего проекта. К слову, стоимость серийной ракеты-носителя "Трайдент II" - 61 миллион долларов. Всего развернуто 453 ракеты.