Еще за неделю до конца работ простые ливанцы в Бейруте спрашивали у корреспондентов "РГ" , нельзя ли достать приглашение на "наш с вами всенародный праздник". Но лишних билетиков не было.
Узкое ущелье, где происходит основное событие, вряд ли вмещает даже сотую часть желающих. Мосты нужны сегодняшнему Ливану как воздух. А это первые ласточки. Да какие! Самые главные для страны. Ведь Ливан - страна мостов.
По данным ливанских военных, в стране до недавнего времени было только больших мостов около 200. Из них по одним источникам уничтожено 130, по другим - все 150. Выходит, две трети мостов страны выведено из строя. Мосты здесь, конечно, очень ждут - объездные дороги там, где возможно, ливанцы сделали, но в сезон дождей, а он уже наступил, реки тут выходят из берегов, значит, объездные пути могут просто уйти под воду.
Торжественная передача результата российского ударного труда происходит у моста Эль Дамур, что километрах в двадцати от Бейрута. Одновременно с ним будет открыт и мост Абу Зибле в долине Бекаа. Но до этого моста долго добираться и вести гостей за сотню километров через горы по дороге, где правая обочина Израиль, а левая - Ливан, и ставить их прямо под израильский наблюдательный пункт на Голанских высотах не стали. В долине Бекаа тоже сегодня праздник, правда, местного значения.
Мост, вокруг которого начались главные мероприятия, удивительно красив. Он один из самых старых, можно даже сказать, древних в Ливане. Настоящая историческая ценность. Первыми его строителями были еще древние греки. Но то, что мы видим сегодня, было сооружено почти недавно - 600 лет назад. Последний раз мост перестраивали французы в 1942 году. С тех пор две стороны крутого ущелья связывала каменная арочная конструкция с большими пролетами, которая издали кажется почти кружевной. С моста открывается потрясающий вид на изумрудные банановые поля, которые спускаются вниз до Средиземного моря. Те, кто его бомбил, каменной красоты сверху не видели. Для них это был лишь стратегический объект. Точка на карте.
Корреспонденту "РГ" Федор Алексаков, генерал-лейтенант, начальник Центрального автомобильно-дорожного управления Министерства обороны РФ объясняет:
- Сохранившийся после бомбардировки пролет моста Эль Дамур имел серьезные внутренние повреждения. Пришлось перекрывать оставшиеся опоры, делать промежуточные из двух береговых. Самое тяжелое было - в сжатые сроки, за двое суток, разгрузить 2,5 тысячи тонн металлоконструкций и техники, которые пришли морем. В первые дни личный состав практически без отдыха работал двое суток. Наши люди не спали, перекусывали во время загрузки машин. А сейчас мы вошли в обычный строительный ритм.
Рядом с Эль Дамуром прилепился к скале небольшой поселок. Местные каждый день ходят смотреть, как наши ребята работают. Но не просто смотрят. Помогают как могут. На сборочную площадку простые ливанцы несут и везут фрукты, воду. Хотя у наших есть все, включая те же фрукты. Кстати, питаются военные здесь не просто хорошо, а, как выражаются их командиры, "по усиленному пайку".
Российские военные из 100-го отдельного мостостроительного батальона работают вместе с ливанскими военными, которым поручил такое сотрудничество премьер-министр страны. По словам наших военных, работать им с ливанскими коллегами приятно, потому что все возникающие вопросы решаются моментально.
После сдачи Ливану первых двух мостов России осталось восстановить еще четыре. И весь этот гигантский объем наши военные строители обязались выполнить всего за два месяца. Но посмотрев, как работают россияне, ливанцы уже обратились с просьбой, чтобы мы дополнительно отремонтировали еще два очень важных моста.
Иван Цыганков,
ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ТЫЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ:
- Ливан - это государство, где экономика очень тесно увязана с близлежащими государствами и более далекими странами. Понятно, что для того, чтобы экономика развивалась нормально внутри страны, нужны транспортные коммуникации. Железных дорог здесь нет. Аэродром один. Поэтому все грузы и для экономики, и для социального развития перемещаются исключительно автомобильным транспортом. А для этого нужны дороги. Понимали это и те, кто бомбил страну.
Сегодня транспортная инфраструктура Ливана в ужасном состоянии. Прервана всяческая связь как с другими странами, так и внутри Ливана. Здесь все регионы оказались практически изолированными друг от друга. Поэтому ливанское правительство в первую очередь приняло решение восстанавливать эту составляющую экономики. И обратилось к России. Какие из мостов восстанавливать в первую очередь, определяли ливанцы.
Понятно, что все полторы сотни уничтоженных мостов восстановить сразу нельзя, на это потребуется лет десять, а может, и больше. Подчеркну. Мы делаем временные мосты. Но они будут стоять двадцать - тридцать лет и даже дольше.
Наверное, это правильный подход, потому что те мосты, которые предложили восстановить французам и на которых они уже работают, - это тоже временные мосты, но они "проживут" лет пять.
Мост Эль Дамур, где сегодня праздник, связывает всю юго-восточную часть Ливана с Сирией. Он очень важен. Поэтому здесь и праздник. Поэтому он и первый.
Таких технологий и конструкций мостов, какие есть в Российских Вооруженных силах, в других армиях нет. Просто другие страны считают, что мосты подобной грузоподъемности, надежности и долговечности им не нужны. Потому что они привыкли вести боевые действия на других территориях и им совершенно безразлично, что там будет. У нас оборонительная доктрина и нам нужны надежные мосты. Даже временные.
Понятно, что ливанская сторона, узнав их характеристики, посмотрев на простоту их сборки, наведения, заинтересовалась. Так что русские мосты Ливан не разочаруют.