Место, а главное время для разговора было выбрано как нельзя кстати. Согласно Конституции РФ, именно Совет Федерации по предоставлению президента страны санкционирует участие российских военнослужащих в миротворческих операциях за рубежом. Сергей Иванов вчера напомнил, что полтора десятилетия назад сенаторы отправили наши "голубые каски" на границы СНГ, чтобы остановить войну в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье. Резня не возобновилась, но более сотни российских солдат и офицеров положили там свои жизни. Официальные власти в Тбилиси и Кишиневе сейчас предпочитают об этом не вспоминать, настаивая на замене "северного контингента" миротворцами НАТО.
Вообще к безоглядному миротворчеству наши военные относятся осторожно, хотя готовы наращивать участие России в международных операциях по поддержанию мира.
- Если в середине 90-х годов к ним ежегодно привлекалось около 2 тысяч наших граждан, то на протяжении последних четырех лет этот показатель сократился примерно до 120 человек, - привел статистику вице-премьер. - В результате Россия занимает лишь 40-е место из 108 стран, представляющих своих специалистов для участия в миротворческих операциях ООН. Такое представительство для нашей страны недостаточно.
Зато мы лидируем по другому показателю - количеству военных наблюдателей. Эти люди не занимаются выполнением военных задач, а, скорее, являются своеобразными посредниками между "голубыми касками" и конфликтующими сторонами. Сегодня в 11 международных миссиях Организации Объединенных Наций и двух миссиях ОБСЕ участвуют более сотни российских военнослужащих. Семьдесят наших правоохранителей работают в "горячих точках" в качестве полицейских ООН.
Помимо очевидных политических дивидендов миротворчество приносит России немалый доход. Например, сумма компенсаций за участие наших "голубых касок" в международных операциях на территории бывшей Югославии и миссии ООН в Анголе составила около 93 миллионов долларов. Командировка вертолетчиков в африканскую Сьерра-Леоне принесла казне почти 14 миллионов. Выгодным с экономической точки зрения является российское участие в международной миротворческой операции в Судане.
Месяц назад Совфед санкционировал отправку нашего мостового батальона в Ливан. Естественно, сенаторы поинтересовались у министра обороны, как проходит ближневосточная командировка дорожников.
- Помощь Ливанской Республике оказывается на двусторонней основе вне рамок миротворческой операции. Мы намеренно в ней не участвуем по причинам, думаю, понятным, - уточнил Сергей Иванов. И все же решил расставить точки над "i". - Во-первых, мы не несем и не собираемся нести абсолютно никакой ответственности за то, что произошло в Ливане. Это безобразие мы не устраивали и к нему не причастны. Во-вторых, обстановка на юге Ливана нестабильная и весьма опасна в военном отношении. Взять хотя бы огромное количество неразорвавшихся кассетных бомб. Это серьезный и в данном случае неоправданный риск для наших военнослужащих. В-третьих, мандат миротворческих сил предполагает разоружение "Хезболла". В реальность этой задачи верится с трудом. А зачем, спрашивается, брать на себя заведомо невыполнимые обязательства?
По мнению вице-премьера, гораздо эффективнее выглядит то, чем сегодня занимаются в Ливане наши офицеры и солдаты: оказание безвозмездной помощи республике. До Нового года они планируют восстановить восемь автомобильных мостов вместо обещанных шести. Отправку на Ближний Восток военнослужащих из чеченских батальонов "Восток" и "Запад" Сергей Иванов назвал правильным решением. Он не исключил участия этих подразделений в новых миротворческих операциях России за рубежом.