Российская газета | Александр Михайлович, хотелось бы прежде всего узнать о вашем видении политической ситуации в стране.
Александр Бабаков | Большую часть сегодняшнего политического поля занимает, как известно, "Единая Россия". Я считаю, это в корне неправильно, так как это обедняет, сужает нашу общественную и политическую жизнь. Она по существу монополизирована. Мы это уже проходили и знаем, к чему это приводит. С другой стороны, "Единая Россия" - это партия власти. Партия чиновников, штампующая правительственные решения. Ее роль в представительных органах сводится к хорошо знакомому нам по прежним годам "одобрямсу".
А парламент должен учитывать весь многоцветный спектр предложений, мнений и чаяний людей. И здесь дело не только в количестве партий. Сейчас их у нас десятки. Было время, когда их количество переваливало за сотню. Например, была такая партия любителей пива. Чего она добивалась - неясно. Чего добилась - тоже неясно. Или Аграрная партия. Борется за интересы сельхозпроизводителей. Но разве подъем сельского хозяйства не интересует все без исключения слои населения?
Партия, я считаю, будет по-настоящему популярной, поистине народной, если она будет строить социально ориентированное государство, в котором не будет бедных и нищих, в котором не будет таких громадных разрывов в доходах, где те, кого мы называем сегодня олигархами, не будут иметь возможность так вызывающе, так бездумно швыряться своими миллионами. Как минимум мы должны в ближайшее время построить государство, в котором зарплаты и пенсии будут не ниже прожиточного минимума, а экономика наконец уйдет от сырьевой направленности. Надеюсь, этому будет способствовать наша новая партия?
РГ | Не опасаетесь ли противостояния с "Единой Россией"?
Бабаков | О каком противостоянии может идти речь, если и раньше каждая из наших партий в отдельности и "Единая Россия" выступали за одно и то же. Только мы зачастую идем дальше и быстрее их. Мы, например, неоднократно предлагали упорядочить игорный бизнес. Не запретить, а хотя бы вынести его за черту крупных городов. "Единая Россия" всегда отвергала подобные законопроекты. Но стоило президенту сказать, что с игорным бизнесом неладно, и "Единая Россия" тут же единогласно проголосовала за вывод игорного бизнеса не только из городов, а перевода его в специальные зоны. Или другой пример. Мы неоднократно заявляли, что необходимо платить за рождение ребенка. Это отвергалось - нет денег. Но стоило президенту заговорить о демографической проблеме, как тут же нашлись и средства, и единогласное "за".
Так что ни о каком противостоянии речи быть не может. Просто мы выступаем иногда раньше и зовем дальше.
РГ | Так в чем же смысл произошедшего объединения трех партий?
Бабаков | Кто будет возражать, что пришло время для появления на левом фланге политической структуры, объединяющей и патриотические, и коммунистические, и социал-демократические взгляды. Все это будет присутствовать в объединенной партии, которая станет выражать интересы большинства людей. Мы не рассматриваем появление новой структуры как простое арифметическое сложение сторонников, разделяющих схожие взгляды. Результатом объединения станет новое качество. Поэтому главная цель - это объединение позитивных наработок и их приумножение.
РГ | Еще до съезда объединяющиеся партии в некоторых СМИ писали: дескать, нет у них ярких, "харизматичных" личностей.
Бабаков | Я считаю, что не дело партии бороться за ярких людей, а сами люди по собственному желанию и на основе своих политических взглядов должны вступать в партии, чьи программы и действия им близки. Мы должны дожить до того времени, когда наряду с яркими политическими фигурами людей будет привлекать в партию понятная им и не меняющаяся на протяжении долгих лет программа.
РГ | Так на чьей платформе и на чьем уставе произошло объединение?
Бабаков | Наш съезд прежде всего объединительный. Мы должны решить организационные вопросы. И за основу взят устав "Родины". Что касается программы, то это дело следующего съезда.
РГ | Видите ли вы после объединения конкурентов на левом фланге? Ведь там прочно, казалось бы, обосновались "борцы за народное счастье"?
Бабаков | КПРФ уходит с политической арены потому, что она уже не коммунистическая. И потому, что ее взгляды находят все меньше понимания. КПРФ вроде бы стоит и строит свою работу на марксистской платформе. Но это учение разработано в позапрошлом веке. Если вы последовательные марксисты, так обновляйте это учение, добавляйте что-то свое, приспосабливайте его к сегодняшней жизни. Но мы постоянно слышим старую, заскорузлую риторику. У последовательных марксистов лишь резко изменилось отношение ко многим коммунистическим постулатам. Так, нынешняя КПРФ вполне признает частную собственность и не брезгует принимать в свои ряды крупных бизнесменов и олигархов. Отношение к церкви тоже изменилось. Люди, чья приверженность к прежним идеалам заслуживает всяческого уважения, это видят. И потому избирателей - сторонников КПРФ с каждым годом становится все меньше.
То же касается и ЛДПР - так называемой партии Жириновского. Когда-то в новинку было яркое словцо, веселый разговор, тусовки со звездами, чуть ли не ежечасное появление на экране. "Свои ребята". Но с каждым годом у людей все более и более притупляется к этому интерес.
Кроме того, когда на словах ты оратор, трибун, критикуешь всех и вся, раздаешь направо и налево обещания, а коснется дела - голосуешь за то, против чего выступал, конечно, это разочаровывает людей. Так что, я думаю, эти соседи на левом фланге нам не конкуренты.
РГ | Ваш прогноз на расклад политических сил на недалеких уже выборах в Государственную Думу?
Бабаков | Давать прогнозы, конечно, дело неблагодарное. Но сошлюсь на профессиональных прогнозистов. Например, по данным ВЦИОМ, за нашу новую партию могут проголосовать около 30 процентов россиян. 18 процентов опрошенных полагают, что новой партии по силам пройти в следующую Государственную Думу и стать одной из ведущих партий страны.
Итоги региональных выборов говорят о том, что новая сила уже на этапе объединения является конкурентоспособной. Прошедшие недавно выборы в девяти региональных парламентах показали, что актуальным левым, то есть объединенным в новую партию, удалось реально нарушить политическую монополию партии власти в лице "Единой России" и претензии КПРФ на единичное представительство интересов трудящихся.
Пример выборов мэра Самары тоже во многом показателен. Новоиспеченный "единоросс", но многолетний член КПРФ, действующий мэр Самары проиграл члену Российской партии Жизни, несмотря на поддержку именитых "единороссов"-чиновников.