Миэкономразвития нашло источник финансирования для обновления выбывающих основных средств: предлагается переоценить их в сторону увеличения стоимости. С тем, чтобы экономия на налоге на прибыль была направлена на инвестиции. Сегодня, по информации РСПП, 65 процентов основных средств рассчитаны в ценах до 2002 года. Предлагается провести переоценку балансовой стоимости оборудования по рыночным ценам. Если предложение будет реализовано, предприятия смогут сэкономить на налоге на прибыль 1,6 миллиарда рублей.
Эта идея проводится и во внесенном на минувшей неделе в правительство плане развития промышленности на 2006-2007 годы.
Как рассказал, выступая на совместном заседании рабочей группы ТПП по вопросам совершенствования законодательства и Комитета палаты по промышленному развитию и.о. директора Департамента бюджетирования по результатам и сводного финансового баланса минэкономразвития Александр Устинов, необходимо пересмотреть, например, сроки эксплуатации большегрузных автомобилей, отнесенных к 6-й группе классификации со сроком полезного использования 10-15 лет. Сегодня в условиях их интенсивного использования автомобили вырабатывают свой ресурс за 7-8 лет, передает агентство ФК-Новости. Примерно такая же ситуация с самосвалами, которые вырабатывают свой ресурс за 3,3 года, но включены в группу со сроком использования от 5 до 7 лет. За 5-7 лет полностью вырабатывают свой ресурс металлорежущие станки, хотя по классификации они должны работать еще несколько лет.
Все это, по словам Устинова, подтверждает необходимость пересмотра российской амортизационной политики, в связи с чем минэкономразвития уже разработал программу совершенствования "амортизационных инструментов", сообщает агентство ФК-Новости. Так, для сокращения сроков полезного использования основных средств предлагается, основываясь на анализе, переводить их в другие амортизационные группы с более реальными сроками эксплуатации.
"Действующая в РФ амортизационная политика уже не такая эффективная, как два года назад, ресурсы исчерпаны, объективные обстоятельства изменились", - подчеркнул Устинов. Предприятиям сегодня невыгодно учитывать результаты амортизации для экономии налога на прибыль, они практически не используют механизм ускоренной амортизации. Амортизационная политика последних лет так и не смогла компенсировать потери предприятий от отмены действовавшей ранее инвестиционной льготы (50 процентов налога на прибыль).
Минфин предложение минэкономразвития не поддерживает. "Признание результатов переоценки амортизируемых основных средств в целях налогообложения прибыли не является гарантом ускорения обновления коммерческими организациями основных средств на новой технологической основе", - считает заместитель министра финансов Сергей Шаталов. С принятием 25-й главы Налогового кодекса у налогоплательщиков появилась возможность применять более гибкий механизм амортизации имущества. В частности, было предоставлено право применять ускоренную амортизацию имущества, снижены сроки полезной эксплуатации, проведена масштабная переоценка основных средств в целях налогообложения прибыли. Но это результатов не дало. Так почему переоценка основных средств даст большую отдачу?
Минэкономразвития в ответ обещает обеспечить эффективные меры, которые будут способствовать целевому использованию денег. То есть тому, чтобы средства, оказавшиеся в результате этой меры, были направлены на инвестиции. Конкретных мер контроля минэкономразвития пока не озвучило, и некоторые эксперты считают, что проконтролировать целевое использование будет невозможно.
Предлагаемые изменения налогового законодательства приведут к бюджетным потерям. По оценке Института макроэкономических исследований, казна может недосчитаться 43 миллиардов рублей. Однако и отдача велика. Переоценка основных средств позволит дополнительно увеличить инвестиции в основной капитал на 0,4-0,5 процента и обеспечить прирост ВВП на 0,1-0,2 процентных пункта, считают эксперты.
Предприниматели голосуют за эту идею, но считают, что вернуть инвестиционную льготу по налогу на прибыль было бы лучше. По мнению экспертов ТПП, следует вернуться к уже опробованному порядку стимулирования инвестиций, который был оговорен в ранее действовавшем Законе "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Он предусматривал освобождение от налогообложения 50 процентов прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений. Возврат к этой льготе позволил бы предприятиям развивать собственное производство и модернизировать основные фонды.