Бензин ослабил хватку
С достаточной степенью уверенности можно прогнозировать, что цены на бензин будут продолжать снижаться и дальше. Во-первых, сезонный спрос на автомобильное горючее в зимний период заметно ослабевает в отличие от энергоносителей, обеспечивающих отопительный сезон. Во-вторых, рентабельность от поставок на внутренний рынок будет оставаться относительно более высокой, что также стимулирует предложение. В-третьих, мировой нефтяной рынок, судя по всему, окончательно отказался от игры на повышение и будет весьма доволен ценой на нефть в диапазоне 55-60 долларов за баррель. Правда, в этом диапазоне эту цену еще предстоит удержать.
А пока вернемся к российской инфляции. Простейший технический анализ показывает, что по итогам 2006 года динамика индекса потребительских цен, так как он сейчас рассчитывается Росстатом, не выйдет за рамки 9 процентов. С чем президент, безусловно, поздравит правительство. Однако, как хорошо известно экономистам и обывателям, индекс потребительских цен Росстата - это отнюдь не вся российская инфляция. Стоимость жизни вместе с индексом-дефлятором ВВП растут, по тем же официальным данным минэкономразвития, примерно вдвое быстрее. А 18 процентов - это уже весьма ощутимо не только для кошелька потребителей, но и для формирования издержек у производителей. Которые, подчеркнем, вряд ли согласятся жертвовать своей прибылью при отсутствии каких-либо видимых ограничений потребительского спроса.
Предприятия сохраняют прибыль
Если посмотреть на статистику, то финансовое положение организаций на удивление стабильно.
Так, в январе-августе 2006 года, по оперативным данным Росстата, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без организаций, сельского хозяйства, малого бизнеса, банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах составил +2505,1 миллиарда рублей. Этот показатель превышает прошлогодний на 32,6 процента и держится весьма стабильно в течение всего 2006 года. Пока никто из российских производителей товаров и услуг не заявлял о намерениях снизить или хотя бы заморозить цены. Естественно, за исключением вышеупомянутых нефтепереработчиков, которые делают это не от хорошей жизни, да и то в основном лишь по бензину. Динамика тарифов естественных монополий на 2007 год задана средней планкой в 15 процентов, жилищно-коммунальным услугам, как выяснилось, разрешат дорожать бесконтрольно.
Посредники попали на карандаш
Не забудем и о посредниках, деятельность которых наконец-то подверглась резкой критике первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Во-первых, на многих товарных и региональных рынках из-за разнообразных ограничительных действий сложилась ситуация, когда не повышать цены стало просто невозможно: освободились значительные ниши рынка и заметно возросла коррупционная составляющая административных барьеров.
Во-вторых, российские посредники и в лучшие времена не отличались особой скромностью: во всех сегментах рынка, от продовольствия до импорта товаров длительного пользования, работать менее чем со 100-процентной надбавкой считалось чуть ли не признаком дурного тона. В банковском секторе же, например, только с января по август превышение (маржа) кредитных ставок предприятиям и организациям над ставками по депозитам физических лиц возросло с 2,4 до 2,8 раз. То есть, грубо говоря, норма прибыли финансового капитала оказывается выше не только по сравнению с промышленным, но даже с торгово-посредническим.
Экспансия денег
Но свою лепту вносит и финансовое ведомство. Во-первых, конвертация 2 триллионов рублей Стабилизационного фонда в валюту автоматически означает появление соответствующего эквивалента на рублевых счетах. Но это в реальности бухгалтерская операция, поскольку Стабфонд, хотя и формировался из рублевых налоговых поступлений, был все же превращенной формой стерилизации самих нефтедолларов. Она обошлась казне в несколько миллиардов рублей, а уровень стерилизации нефтедолларов составил, по грубым расчетам, 32 процента; остальное пришлось на "истинные" золотовалютные резервы Банка России.
Во-вторых, и это в данном случае главное, минфин никак не может добиться регулярности исполнения бюджета. В частности, по кассовому исполнению расходов за 9 месяцев 2006 года бюджет исполнен на 2871,54 миллиарда рублей, или 86 процентов к уточненной бюджетной росписи расходов на 9 месяцев 2006 года. То есть в IV квартале, а если говорить начистоту - в декабре 2006 года, в экономику должно быть дополнительно вброшено около 470 миллиардов рублей, что составляет ни много ни мало почти 20 процентов наличной денежной массы. А ведь бюджетные расходы - это в значительной степени именно наличные выплаты, либо прямые, либо опосредованные.
Коварная нефть
Технический анализ показывает, что на мировом нефтяном рынке сложился сильный среднесрочный понижательный тренд. Даже если ОПЕК и удастся реально ограничить добычу и предложение "черного золота", что само по себе еще большой вопрос, рынки это не впечатлит. Во-первых, остаются независимые производители, которые не намерены сокращать поставки и при гораздо более низких уровнях поддержки, чем 60 долларов за баррель. Во-вторых, отмечается повсеместный сезонный рост запасов нефти и нефтепродуктов, что также отбивает энтузиазм игры на повышение. В-третьих, экономики ведущих стран-потребителей энергоресурсов показывают тенденцию если не замедления, то, по крайней мере, стабилизацию темпов роста. В-четвертых, с нефтяного рынка ушли наиболее агрессивные спекулятивные инвестиционные фонды, чья активность сейчас переместилась на рынки акций.
Есть и другие факторы и признаки долгосрочного охлаждения мирового нефтяного рынка. Конечно, остаются еще разнообразные погодные аномалии и прочие форс-мажорные обстоятельства. Но общий вектор настроений таков: будет очень хорошо, если в начале 2007 года цены на нефть останутся в устойчивом коридоре 55-60 долларов за баррель и не "нырнут" до 50 долларов, когда нефтетрейдеры могут начать жесткую фиксацию прибылей. В этом случае цена барреля может упасть и до 35-40 долларов. Вероятность этого сценария пока что не превышает 10 процентов; для России же он будет некатастрофичным, но довольно неприятным. Бюджету в обозримой перспективе, правда, ничего не грозит, но потребительский рынок, недвижимость и финансовые рынки, включая банковскую систему, могут пострадать.