Автор уже почти народных хитов "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались", "Француженка" и "Лето - это маленькая жизнь" готовится к необычному концерту. О том, с чьей подачи и зачем Олег Митяев решил изменить звучание многих своих знаменитых песен, он рассказал "РГ".
Олег Митяев: Я всегда любил праздновать дни рождения в кругу друзей. В этом году мне стукнуло 50, и я отмечал круглую дату два дня - сольными выступлениями в концертном зале. А друзьям-музыкантам, которые звонили узнать, где я праздную, предлагал: приходите на концерт. Они в ответ: "Ну тогда уж мы тебе что-нибудь споем?!" Об этом заявили Лев Лещенко, Олег Газманов, ансамбли "Песняры", "Доктор Ватсон"... Но первой подобную идею высказала Валерия. Я предложил ей на выбор несколько моих песен. Было любопытно: "Сможет ли кто-нибудь спеть лучше меня?!".
Российская газета: Простите, а как же авторское самолюбие? Неужели не обиделись бы?!
Митяев: Во-во (улыбается). А Валерия как раз и забраковала песни, что я ей предлагал. Выбрала другую, про родильный дом. Наверное, она была ей ближе (у Валерии - трое детей. - Прим. авт.). Очень удачно спели Ирина Богушевкая, Лада Дэнс, да всех не перечислишь. Потрясающе спел "В осеннем парке" актер Сергей Безруков: хотя эту песню трудно не испортить - нужно было сильно постараться. Безруков уже все чаще поет: на стихи Сергея Есенина, да и к моему вот творчеству подобрался. Признался, что любит петь и для друзей "что-нибудь из Митяева". Вот из всех этих песен и сложился новый альбом "Митяевские песни". Недавно вышла его первая часть. А вторая будет презентована на моих сольных концертах в начале ноября. В этот раз друзей на сцену не приглашу. Я спою все "Митяевские песни" сам и по-своему - как говорится, "сделаю алаверды"...
РГ: Барды любят выступать вместе. Вот и в проекте "Песни нашего века" хором исполняют хиты друг друга. На эстраде многие звезды в тайне желают друг другу провала. А в авторской песне такого, похоже, нет?
Митяев: Прежде мне казалось, что у нас таких интриг, как в кино или театре, нет. Но оказывается - у нас все то же самое. Мне понравилось, как точно прокомментировал ситуацию Николай Цискаридзе (солист Большого театра. - Прим. авт.). Кто-то спросил: "А правда ли, Коля, что когда балерина танцует, вторая за кулисами желает ей сломать ногу?!" "Неправда, - ответил Цискаридзе, - она думает: "Да чтоб ты немедленно сдохла!"
Но все-таки у нас в авторской песне ситуация "помягче". Ведь у нас другие условия: каждый сам пишет слова и музыку. Сам поет. И поэтому никто не сможет отнять его публику. Песни нравятся или не нравятся. Даже имя тут ни при чем. Поскольку благодаря интригам в нашем жанре любви слушателей не завоюешь. Только песнями...
РГ: Благодаря вам недавно появился Фонд Михаила Евдокимова. Чем он занимается?
Митяев: Не скажу, что он появился именно благодаря мне, - у Миши было много друзей. И все они хотят сохранить память о рассказах, песнях Евдокимова, фильмах с его участием. Миша был удивительный мужик, его любили, ему верили. Мы познакомились, когда оба учились в ГИТИСе, на заочном отделении. Причем оба уже работали, собирали залы и все равно два раза в год приезжали в театральный институт. Рассказывали своим преподавателям о состоянии современной эстрады, а они нас пытались чему-нибудь научить. Они были теоретики, а мы приезжали на занятия с концертов. Миша был немного разгильдяй: он вуз окончил, но не пришел получать диплом. Евдокимову было не до того. На одном своем диске Миша написал "народный артист России", хотя не имел такого звания. Но никому и в голову не пришло, что это не так. Евдокимов не стал ходить по инстанциям и добиваться получения официальных бумаг, все ему и так поверили. А я актерское отделение ГИТИСа окончил. Такая у меня натура: зачем-то всегда все доводить до конца. Я там и монтажный техникум и институт физкультуры зачем-то окончил (Митяев - мастер спорта по плаванию. - Прим. авт.)
РГ: Вы - самобытный лирический поэт. А много ли вы сами читаете?
Митяев: Я сейчас взахлеб проглотил всего Бориса Акунина. Некоторые его поругивают, а мне нравится - это такой Жюль Верн Советского Союза. В его книгах немало и образовательного. Хотя сейчас я уже переключаюсь на историческую литературу. Что касается поэтов, то не могу выделить одного любимого. Мне нравятся и Тимур Кибиров, и Анатолий Найман. Да и Пушкина с удовольствием читаю. Думаю даже записать альбом на его стихи. Причем не обязательно это будут романсы, скорее песни - разные по жанрам. Наверное, вы слышали альбом, который я записал с Леонидом Марголиным на стихи Иосифа Бродского. Теперь хочу продолжить эту идею сочинения удачных песен на стихи великих поэтов. Тем более что это отличный повод снова их перечитать.
РГ: Александр Сергеевич знаменит и тем, что его словарный запас один из самых огромных среди литераторов. А ваш?
Митяев: Даже если вы пытаетесь надо мной иронизировать, отвечу так: А я порой читаю словари. Мол, что-то маловат стал мой словарный запас, надо бы его пополнить. А вы уж сами решайте (улыбается), как понять этот мой ответ.
РГ: Великий поэт был знаменит и своими памятными посвящениями - женщинам, товарищам, родственникам. Вы на схожем поприще отличились крайне неожиданно: написали песню "Посвящение старшей дочери", хотя старшей дочери у вас и нет.
Митяев: Да, песня была написана чисто умозрительно, когда у меня вообще не было ни одной дочери. А теперь у меня есть Дашенька, которая самая младшая из моих четырех детей. Даша ходит в первый класс, младший сын Саввушка - во второй. А еще двое сыновей у меня уже люди взрослые (Олег Митяев был женат не единожды. - Прим. авт.). Сережа недавно родил мне внучку. А Филипп вот только-только пришел из армии и сейчас себя ищет в жизни.
РГ: Удивительно: немало родителей костьми ложатся, лишь бы не допустить сына на воинскую службу, а вы, похоже, и палец о палец не ударили для того, чтобы откосить детей от армии.
Митяев: Вы правы. Я наоборот - хотел, чтобы сыновья послужили. Ведь если я сам был в армии, то почему они должны закосить? Филипп и Сережа еще не определились, чем заняться, какую профессию выбрать. Поэтому никакие важные дела их от армии не могли удержать. И я надеялся, что армия моих ребят немного вразумит. Я сказал: "Батя служил, и вы давайте послужите!" Рассчитывал, что служба поможет сыновьям найти свою дорожку в жизни, немного вразумит. Конечно, чему-то они там научились. Но если честно, я рассчитывал на большее (смеется). Хотя армия ребят и не испортила.
РГ: Вы мечтаете, чтобы дети пошли по вашим стопам?
Митяев: Я часто возмущался: "Ну что вы себя-то не можете спросить, о том, чем заняться? Давайте откроем книжку "Куда пойти учиться" и переберем все профессии. Хотя бы по одной для каждого из вас и выберем! "Злился, что вроде так все это просто сделать. Но потом вспомнил, что почти в 23 года я стоял на посту, охранял адмирала Советского Союза и даже понятия не имел о том, что когда-нибудь начну писать стихи и музыку. А потом - раз, и все случилось само. Даже когда в 1979 году я сочинил свою первую песню "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались", то все равно долгое время не думал, что стану артистом и начну петь со сцены. После чего и перестал торопить своих ребят с выбором...
РГ: Кто-то из них уже делает первые музыкальные успехи?
Митяев: Да, у Филиппа есть своя группа. Они играют рок. Я купил сыну гитару, но больше в его творчество не вмешиваюсь. Хотя кто-то мне уже рассказывал, что они не раз играли своим девушкам мои песни, объясняясь в любви. Естественно, выдавая их за свои (смеется). И очень быстро добиваясь после этого взаимности.
Ссылки: