Об этом президент России Владимир Путин сообщил по телефону иранскому лидеру Махмуду Ахмадинежаду. Как заявила пресс-служба Кремля, разговор состоялся по инициативе Тегерана.
Примерно в это же время в Нью-Йорке перед Генеральной Ассамблеей ООН выступал глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадей с ежегодным докладом о деятельности подотчетной ему структуры. Один из сделанных им выводов тут же стал мировой новостью номер один. "Неспособность Ирана подтвердить мирный характер ядерной программы вызывает серьезную озабоченность", - сообщил аль-Барадей. Иными словами, у международных экспертов практически не осталось сомнений в том, что Тегеран в состоянии использовать разработанные им технологии для создания ядерного оружия.
Тем самым фактически была снята последняя существенная преграда на пути принятия Совбезом ООН резолюции по иранской ядерной программе, в которой предусмотрены санкции в отношении Тегерана. Ранее все попытки США ускорить принятие жестких санкций в отношении иранской ядерной программы упирались прежде всего в сомнения МАГАТЭ по поводу способности Ирана создать оружие массового уничтожения.
И все же аль-Барадей, так же как и Россия, не теряет надежды на дипломатическое решение проблемы. Причем, по мнению главы МАГАТЭ, на проблему распространения ОМУ следует смотреть шире. Растущее потребление атомной энергии в мирных целях одновременно несет угрозу ядерного распространения. Вот почему международному сообществу необходимо разработать универсальные механизмы ядерного сдерживания, пояснил свою мысль аль-Барадей.
Однако эту часть доклада главы МАГАТЭ мало кто цитировал. Первой части многим дипломатам и журналистам показалось вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод: вопрос о принятии Совбезом резолюции по Ирану фактически решен. А представитель США при ООН Джон Болтон тут же заявил, что уже в среду постоянные члены Совбеза вместе с Германией соберутся для окончательного обсуждения текста проекта резолюции.
Спустя пару часов, правда, выяснилось, что Болтон в очередной раз ошибся. Обсуждение текста резолюции было отложено на конец недели. Постоянные члены Совбеза смогут собраться не раньше пятницы. В том числе и из-за отсутствия в Нью-Йорке представителя России в ООН Виталия Чуркина, который эти дни проведет в Москве. Как ожидается, в четверг российскую столицу посетит министр иностранных дел Южной Кореи Пан Ги Мун, который с Нового года приступит к выполнению обязанностей генсека ООН.
И все же для Вашингтона несколько дней задержки не представляются фатальными, учитывая, сколько времени Белый дом добивался принятия санкций в отношении Ирана. Для того чтобы резолюция Совбеза, наконец, стала фактом, Вашингтон готов пойти на смягчение своих прежних требований. В понедельник на регулярном брифинге в Белом доме начальник пресс-службы госдепартамента США Шон Маккормак еще раз подтвердил: администрация Буша не считает проект сооружения АЭС в Бушире препятствием на пути введения санкций.