Участие в ней приняли и мэр Москвы Юрий Лужков, и президент Армении Роберт Кочарян. Как сообщили "РГ" в правительстве Москвы, мэрия Еревана передала памятник в дар российской столицы и взяла на себя расходы, связанные с его установкой.
Роберт Кочарян подчеркнул во время церемонии: "Жизнь Хачатуряна, его судьба и творчество - блестящий пример сплетения судеб наших народов. Особенно значимо, когда человек одинаково любим и считается своим как в Армении, так и в России". А Юрий Лужков вспомнил, как мальчишкой он занимался в детском духовом хоре, куда к ним на репетиции часто приезжал Арам Ильич и лично контролировал музыкальные умения.
Арама Хачатуряна многое связывало с Москвой. Он приехал сюда из Тифлиса 19-летним пареньком в надежде стать музыкантом, и мечта его исполнилась - в 1922 году будущий маэстро поступил в музыкальный техникум им. Гнесиных.
Мастерство пришло к нему уже в Московской консерватории. Куда бы он ни уезжал потом, душа его рвалась на московские просторы - родину его дара. Практически все его произведения, среди которых балеты "Спартак", "Гаянэ", многочисленные симфонии, музыка к театральным и кинопостановкам, впервые прозвучали в стенах Московской консерватории и театров.
Авторами памятника стали архитектор Игорь Воскресенский и скульптор Георгий Франгулян, создатель знаменитого памятника Булату Окуджаве на Арбате.
Впрочем, ему принадлежат и другие не менее замечательные работы: в череде его героев - поэт Иосиф Бродский, архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков...
Уникальный конный памятник Елизавете II установлен в Калининграде. Поклонники творчества Франгуляна помнят и о скульптуре Пушкина в Брюсселе, Петру Великому - в Антверпене.
Скульптор работал над памятником больше года. Композиция получилась активная и красноречивая, как сама музыка Хачатуряна.
Фигуру маэстро, "застигнутого" в момент вдохновения, окружают соратники - музыкальные инструменты. Круговая композиция не дает отвлечься взгляду взыскательного зрителя, с какой бы стороны он ни смотрел на памятник. Специалисты утверждают, что новая скульптура - это примечательное событие в жизни столичных памятников.