Напомним, что налоговая реформа длится уже около пяти лет. И недавно РСПП обнародовал пакет предложений по усовершенствованию налоговой системы. Так в чем же суть разногласий?
Во-первых, как заявил руководитель комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Александр Лившиц, налоги в стране собираются "тяжело и дорого". Хотя в целом он считает "налоговую систему вполне приемлемой и довольно либеральной". Однако, обращает внимание Лившиц, "если какой-то налог показывает плохую собираемость, государство вместо того чтобы подумать над оптимизацией всей системы, лихорадочно начинает искать метод, как взыскать недостающее". Именно поэтому, считают в РСПП, налоговая система не способствует экономическому росту.
Во-вторых, одним из самых "спорных" вопросов между властью и бизнесом стало трансфертное ценообразование, которое в большей степени относится к крупным вертикально интегрированным компаниям. Суть его заключается в специальных ценах между производственным предприятием, снабженческими и сбытовыми фирмами. При этом налоги платятся с максимально низких цен, предельно приближенных к себестоимости. Пытаясь ужесточить контроль за этими ценами, еще в 2004 году в минфине подготовили специальный законопроект. Тогда он был подвергнут критике. В настоящий момент Экспертное управление президента РФ работает над своим вариантом, в котором предлагает сосредоточиться на трансфертных ценах, используемых во внешнеэкономических сделках, а не на внутреннем рынке. Бизнес, понятно, это настораживает.
Однако с тем, что подход к трансфертному регулированию нуждается в переоценке, согласен и руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. В разговоре с корреспондентом "РГ" он заявил: "Масштабы занижения налоговой базы с помощью трансфертного ценообразования очень велики. Может быть, предложения, подготовленные правительством для борьбы с этим явлением, имеют какие-то недостатки, но тогда бизнес должен предложить свои решения".
На третье место можно поставить некую юридическую коллизию, связанную с понятием "недобросовестный налогоплательщик". Используя его в судебной практике, можно по самому факту отнесения к этой группе риска, а не по факту совершения налогового преступления лишить компанию налоговых льгот. По крайней мере такая позиция была озвучена зампредом Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андреем Макаровым, и она нашла свою поддержку в бизнес-сообществе. Но как бороться с этой "коллизией", пока неизвестно. В середине октября, правда, появилось долгожданное разъяснение Высшего арбитражного суда, которое должно было расставить все точки над "i". Но бизнес считает, что его определения расплывчаты и не исключают вольного толкования в ущерб предпринимателю.
Четвертая проблема - снижение ЕСН, налоговые льготы для малого бизнеса и освобождение от пошлин ввозимого из-за границы оборудования. Эту ситуацию Евсей Гурвич тоже прокомментировал "РГ": "У нас уже сейчас, по международным меркам, очень низкий уровень социального налога, так что нет объективных оснований снижать его дальше. Если принять предложение снизить ЕСН, то будет окончательно подорвана ресурсная база пенсионной системы. Нельзя говорить просто: "Снизим ЕСН!", надо вместе с этим говорить: "Давайте думать о том, как будем решать проблему с пенсиями". А вот с желанием бизнесменов освободить от пошлины ввозимое оборудование и законодательно закрепить налоговые льготы для малого бизнеса Гурвич солидарен: "Если можно выделить такие виды оборудования, которые у нас в стране не производятся, то льготы на его ввоз из-за границы действительно ускорят модернизацию нашей экономики".
Пятая проблема, которой озабочен бизнес, это желание вернуть инвестиционную льготу, которая была отменена еще в 2001 году. Она заключалась в том, что налогоплательщик мог уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в несколько раз, если подтверждал, что средства были потрачены на инвестиции. Надо отметить, что этим правом предприниматели пользовались совсем недолго - до 1 января 2002 года. В тот момент в действие вступила новая глава Налогового кодекса, и правительство вместе с Государственной Думой отказались от большинства льгот по этому налогу, одновременно снизив его ставку с 35 до 24 процентов. Сегодня к идее вернуть инвестиционную льготу положительно относится и премьер-министр Михаил Фрадков, который в середине сентября поручил минэкономразвития и минфину изучить возможность восстановления инвестиционной льготы по налогу на прибыль. Эксперт Евсей Гурвич также считает отмену инвестиционной льготы ошибочной. "Это главная ошибка налоговой реформы, - сказал Евсей Томович. - Сейчас главное препятствие для роста экономики состоит именно в недостатке инвестиций, поэтому стремление вернуть инвестиционную льготу по налогу на прибыль вполне оправдано".
Так или иначе проблемы, поставленные РСПП, свидетельствуют о заинтересованности бизнеса в том, чтобы налоговая система была выстроена прочно и не требовала постоянных корректировок. Как отметил член Совета Федерации Татьяна Попова, "в год принимается более 30 налоговых законопроектов, не считая региональных и муниципальных. При этом часто это происходит без консультаций с бизнесом". И в таких условиях о стабильности и предсказуемости налоговой политики говорить не приходится. А именно этого и добивается бизнес, начав свой диалог с властью, предложив не завершать, а продолжить налоговую реформу.