Семейство Зои Косаревой до Конституционного суда дошло не сразу. Сперва они просто пошли в паспортно-визовое управление столичного ГУВД за бланками для анкет, чтобы оформить документы для выезда за границу. Бланков им не дали, потому что срок действия удостоверений лиц без гражданства истек 19 августа 2003 года, других же документов, удостоверяющих их личность, Косаревы представить не смогли.
Потом Замоскворецкий райсуд, а следом и кассационная инстанция Мосгорсуда отказали заявителям, поскольку сочли действия сотрудников ГУВД вполне обоснованными. Судебные решения были вынесены в 2004 году, а уже 9 февраля 2006 года Федеральная миграционная служба пояснила Косаревым, как разрешить проблему выезда из России: пойти в суд по месту фактического проживания, установить там юридический факт постоянного проживания на территории России по состоянию на 22 мая 2002 года (видимо, невозможность куда-либо выехать в течение трех лет к делу не относилась) и только потом подать заявление о выдаче вида на жительство. Но Косаревы пошли с другим заявлением и в другую инстанцию, а именно в Конституционный суд, оспаривая нормы Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (часть 2 статьи 6, часть 1 и 2 статьи 24).
Если читать судебное решение с конца, то вроде бы заявителям нечему радоваться - определение, так сказать, "отказное". Дело не будут рассматривать в открытом заседании, нормы закона тоже корректировать не станут, однако даже в таких документах конституционные судьи обычно умудряются включить решение по существу. Особенно в тех случаях, когда требуется простое уточнение сути закона или же незначительная коррекция сложившейся правоприменительной практики. Именно такой подход и избрали в КС при подготовке определения по делу Косаревой.
Изучив ситуацию, судьи пришли к выводу, что главным документом для лиц без гражданства, проживающих на территории России, является вид на жительство. Именно с видом на жительство и с визой лица без гражданства могут выезжать из нашей страны сколько им заблагорассудится. Но и законодатель, говорится в определении КС, "может предусмотреть в федеральном законе определенные правила, введение условия о наличии у лиц без гражданства действительных документов, удостоверяющих личность, для выезда из Российской Федерации", что вполне согласуется с действующей Конституцией. Также судьи сочли, что нельзя автоматически соединять "необходимость получения вида на жительство лицом без гражданства" и право на свободный выезд, "поскольку возможность выезда зависит не только от волеизъявления этого лица, но и от отсутствия предусмотренных федеральным законом обстоятельств, препятствующих выезду".
В то же время введение такого предварительного условия, рекомендованного ФМС, как получение разрешения на временное проживание, конституционные судьи считают излишним. Особенно для лиц без гражданства, говорится в решении, "ставших таковыми вследствие прекращения гражданства Российской Федерации, поскольку эти лица проживали на территории РФ на законных основаниях в силу имевшегося у них ранее гражданства РФ, не въезжали на территорию РФ в качестве лиц без гражданства или иностранных граждан и не имели иного, помимо территории РФ, места проживания".
В общем, незачем добиваться продления вида на жительство, подавая документы на выезд. Но и процедура получения новых удостоверяющих документов для лиц без гражданства не нуждается в дополнительных бумажках, как бы они ни назывались.