"Правительство недавно обсуждало стратегию развития судостроения на период до 2030 года, - отметил глава государства на совещании, посвященном развитию отрасли. - Вместе с тем окончательных решений до сих пор не принято". Чтобы не быть голословным, Путин привел в доказательство конкретные цифры, предоставленные министерством промышленности и энергетики. По этим данным, процент от общего тоннажа гражданских судов, построенных за последние 10 лет по заказам российских судовладельцев на зарубежных верфях, составляет 94,4 процента. И лишь оставшееся отошло российским производителям, хотя у нас могло бы быть построено и 28 процентов.
"Почему этого не произошло? - спросил президент и сам же ответил: - А потому, что мы с вами не создали необходимые условия для развития судостроения, вовремя не среагировали на происходящие в мировой и нашей экономике события".
Сегодня основным заказчиком для российского судостроения является министерство обороны. Однако при необходимости безусловного выполнения государственной программы вооружений, развитие гражданского судостроения не менее важно.
Вместе с тем для судостроительной промышленности России еще не все потеряно. Даже сегодня существуют определенные заделы, которые могли бы способствовать подъему отрасли. В частности, приоритетом на ближайшую перспективу с учетом развития энергетического сектора могло бы стать строительство платформ для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе и танкеров определенного класса.
Да и в некоторых других нишах судостроения российские производители могли бы занять не самые последние места. Это касается в том числе специализированных судов, в том числе ледовых.
Для более активного развития отрасли Владимир Путин предложил правительству использовать меры "здорового протекционизма". То есть прибегнуть к какой-то льготной налоговой системе и процедурам, привлечь субсидии и кредиты. Лишь бы только это не "подорвало рыночные условия функционирования отрасли и конкуренцию, но позволило бы сделать первые необходимые шаги для укрепления своих позиций".
В целом в самом судостроении могут произойти значительные структурные изменения. Как например, это случилось в авиации, где близко к завершению создание Объединенной авиастроительной корпорации. Во всяком случае, вчера Владимир Путин предложил обсудить принципиально новые подходы по формированию интегрированных структур, которые должны будут реализовывать государственную стратегию в области судостроения.