03.11.2006 02:00
Культура

Ларри Хама: комиксы приучают детей читать

В Москву приехал "гуру" комиксов Ларри Хама
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4213)
Читать на сайте RG.RU

Ларри Хама - сценарист, художник, музыкант, работающий в шоу- и издательском бизнесе с 1960 года. Культовая фигура нью-йоркского авангарда, оказавшая влияние на целое творческое поколение, Ларри Хама более известен широкой публике как автор и редактор издательства Marvel Comics, где он разрабатывал комиксы G.I.Joe, что в переводе означает - "солдат Джо". Имя главного героя комикса стало нарицательным и отчасти послужило прототипом для образа, созданного голливудской звездой Деми Мур в фильме G.I. Jane ("Солдат Джейн"). Созданные Ларри Хама комиксы "Баки О Харе" (Bucky O Hare) "выросли" в серию игрушек, мультфильм и видеоигру. Кого только ни рисовал Ларри - знаменитых Ниндзю, Бэтмена, Спайдермэна и многих других. Именно он придумал и нарисовал знаменитого персонажа - супергероя Росомаху, знакомого нам по фильмам "Люди Икс". Всего Ларри создал около 200 персонажей игр и комиксов.

Но Ларри Хама не только разрабатывает и рисует комиксы. Как актер, он принял участие в популярнейшем американском сериале M.A.S.H. и культовом комедийном шоу Saturday Night Live. Ларри - близкий друг режиссера Майкла Манна ("Последний из Могикан", "Схватка", "Али", "Полиция Майами: отдел нравов", "Соучастник"), он был консультантом по восточному оружию в его фильмах. Также Ларри - автор африканских фресок в фильме о Мухаммеде Али.

Права на постановку фильма, основанного на серии комиксов Ларри Хама, Mort the Dead Teenager выкупили сценарист и режиссер Квентин Тарантино и его партнер продюсер Лоуренс Бендер. Известно, что ранее эти права были приобретены Стивеном Спилбергом и Робертом Земекисом, но проект так и не продвинулся со стадии разработки. Постановка планируется в партнерстве между A-студии Тарантино и Родригеса и Madonna s Maverick Films.

В настоящее время Ларри Хама работает над адаптацией сценария All Ages Night, который продюсирует Лукас Фостер ("Мистер и Миссис Смит", "Ультрафиолет").

Корреспондент "РГ" встретился с Ларри Хама на фестивале "Территория", в рамках которого был представлен забавный арт-проект "Троянский кролик". В нем участвовали художники России, Японии, Франции, Италии и США. На первом этаже галереи были выставлены работы комиксистов из разных стран мира, на втором - комиксы Ларри Хама. Ларри давал интервью, попутно проведя специальную экскурсию: обзор своих работ.

Российская газета| Ларри, вы знакомы с работами российских авторов комиксов?

Ларри Хама| Нет, но очень хотел бы познакомиться с их творчеством поближе. Российские комиксы трудно найти, знаете ли. Особенно проживая в Америке.

РГ| Как вы создаете комиксы? Вы, наверное, видите мир и окружающих людей в каком-то особенном ракурсе?

Хама| Наоборот, идея создания комикса и состоит в том, чтобы увидеть в жизни нечто сложное и перевести это в простой формат комикса. Ведь комикс - это визуальное искусство.

РГ| Нынешние дети так много смотрят и читают комиксов, что у них складывается специфическое комиксное мышление. Именно для них в комиксах выпускают и "Анну Каренину" Толстого, и другие серьезные произведения...

Хама| По моему опыту работы в Америке мы видим, что дети, которые читают комиксы, привыкают читать вообще. Они знают, что тратят деньги и время именно на это чтение и, вырастая, заменяют комиксы более серьезными вещами. В то время как дети, которые вообще ничего не читают в раннем возрасте, не имеют этой привычки и в дальнейшем. Просто смотрят телевизор или просиживают часами у компьютера. Таков современный мир.

РГ| Но существуют ли люди с комиксным мышлением, которые во всем видят только смешное.

Хама| Я знаю, о чем вы говорите, но у меня нет таких друзей и знакомых. Моих друзей интересуют совсем другие вещи. Я знаю людей, одержимых: комиксы - это все, о чем они могут говорить. Мне с ними не очень интересно. Комиксы - это всего лишь то, чем я занимаюсь.

РГ| Что касается друзей, вы поддерживаете теплые отношения со столькими знаменитостями. Может быть, расскажете о ком-то подробнее?

Хама| Я ненавижу это делать. Если люди - друзья, то это - вопрос доверия. Я не думаю, что правильно себе приписывать славу своих знаменитых друзей. Я знаю, что был бы гораздо успешнее, если бы больше занимался самопиаром. Но никогда этого не делал и не стану.

РГ| Вы в первый раз в Москве?

Хама| Да, и вот что странно: она вовсе не такая, какой я себе ее представлял. Я думал, что Красная площадь гораздо больше - раз в 10 по крайней мере. И первое, что я спросил, увидев ее: "Где же здесь проходят парады?".

С другой стороны, я думал, что Москва - это совершенно другой мир, но вижу здесь много до боли знакомого. Похоже, что нынче вся планета выглядит одинаково.

РГ| Ваши впечатления от мастер-класса в Москве?

Хама| Я давно понял, что лучший способ выучить все что угодно - начать учить этому других. Чтобы сделать это, нужно вникнуть в предмет настолько глубоко, что иногда сам поражаешься. Ведь многие художники, писатели, актеры умеют что-то делать очень хорошо, но не в состоянии объяснить, как это у них получается. Я узнал очень много нового о том, что я делаю, и объясняю это студентам. Русские слушатели очень внимательны, благосклонны, на все реагируют. Я преподавал в школах в Америке, там студенты либо читают, либо спят.

Литература