03.11.2006 02:30
Экономика

Между регионами развернулась борьба за игорные зоны

Технические и строительные трудности ожидают власти при создании особых зон для игорного бизнеса
Текст:  Андрей Константинов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4214)
Читать на сайте RG.RU

Как известно, создание особых игорных зон к 1 января 2009 года предусмотрено недавно внесенным в Госдуму законопроектом о регулировании игорного бизнеса. Согласно его концепции, ситуация должна кардинально поменяться за два этапа. Сначала с 1 июля 2007 года вступят в силу ограничения, которые должны способствовать концентрации игорного бизнеса. Иначе говоря, чистые активы организатора игорного заведения должны быть не менее 600 миллионов рублей, минимальный размер казино - 800 квадратных метров, зала игровых автоматов - 100 квадратных метров, а возрастной ценз для посетителей и работников - 18 лет. Сроки всех прежде выданных лицензий на игорный бизнес истекут к 2009 году, после чего игорные компании должны будут "прописаться" в одной из четырех зон.

За право стать хозяевами особых игорных зон и развернулась вполне предсказуемая борьба. Напомним, что губернатор Калининградской области Георгий Боос и губернатор Московской области Борис Громов уже предложили создать у себя специальные игорные зоны. В администрации Подмосковья считают, что Раменский район станет единственным местом для размещения объектов игорного бизнеса, поскольку на его территории планируется построить огромный парк развлечений. А губернатор Ивановской области Михаил Мень поддержал идею московских властей о создании на ее территории одной из двух европейских игорных зон. По его словам, близкое расстояние от Москвы до Иваново (около 300 километров) - не та дистанция, которая остановит людей развлекаться в игорных домах, расположенных в области: "Оптимальность нашей территории заключается в том, что она удалена от промышленных центров. А полученные от игорного бизнеса доходы снизят порог дотационности области".

Сходные заявления сделали и представители других субъектов Федерации - Волгоградской, Нижегородской, Ленинградской областей, Республики Калмыкия. По уже известной схеме: специальная зона для игорного бизнеса региону необходима, поскольку даст налоги и новые рабочие места.

Заметим, что налогов от этого бизнеса и сегодня поступает немало. Так, в 2006 году в России выдано более 6300 лицензий на игорный бизнес, оборот игровой индустрии составляет 5-6 миллиардов долларов, в стране около 350 тысяч игровых автоматов и порядка 4 тысяч игровых столов. Скажем, в бюджете Амурской области - одного из претендентов на создание особой зоны на Дальнем Востоке - за 2005 год налоги, уплаченные игорным бизнесом, превысили 131 миллион рублей. Если в 2006 году в бюджете Ростовской области плановые поступления налогов от игорного бизнеса должны составить 485 миллионов рублей, то в проекте бюджета на 2007 год эта цифра составляет около 600 миллионов рублей - более 1 процента всех доходов региональной казны. Но губернаторы уже готовятся к работе в новой реальности, отражением чего и стала борьба за создание игорных зон. А опыт у них накоплен. Еще до инициативы по регулированию этой отрасли исполнительные и законодательные власти многих регионов выдвинули ряд законодательных инициатив для борьбы с "серыми" игровыми автоматами, "черным налом" и другими нарушениями в работе игорного бизнеса.

Но сейчас, по мнению экспертов, реализация ключевого замысла законопроекта может оказаться очень непростой задачей по объективным причинам. Невыполнение же этой задачи создаст огромный риск ухода игорного бизнеса в подполье, его криминализации. А законопроект, как известно, нацелен на решение прямо противоположной задачи - наведения порядка в нынешнем разношерстном игорном бизнесе, его трансформации в цивилизованный и приемлемый для национальных и культурных традиций страны вариант.

Пока главы регионов, вероятно, недооценивают всю серьезность ситуации, а вот экспертное сообщество предпочитает высказываться в иной тональности. Каждый претендент на будущее обладание "российским Лас-Вегасом" уже сейчас должен дать внятный анализ того, как в его регионе будет вестись строительство и в какие сроки оно закончится. Еще точнее: удастся ли к 1 января 2009 года все сделать и перерезать красную ленточку у входа в казино новоявленной игорной столицы (Европейской части России, Сибири или Дальнего Востока)? В первую очередь именно этот вопрос, а не прогнозы поступлений в территориальную казну поставили перед губернаторами новые правила регулирования игорного бизнеса.

Насколько смогут к 1 января 2009 года продвинуться в возведении особых игровых зон губернаторы, необходимо разобраться уже сейчас. И тогда может выясниться, что регулировать уже имеющийся игорный бизнес - это одно, а строить (в буквальном смысле) заново - совсем другое. Итак, для создания особой игровой зоны надо разработать схему территориального планирования и согласовать ее с властями региона, разработать план ее реализации. Почти на каждый из перечисленных этапов Градостроительный кодекс отводит по три месяца, а где-то закон вообще не устанавливает сроков. На все это уйдет не меньше года. Но это только начало.

Далее - подготовка проектов правил землепользования и застройки и связанные с этим процедуры. Благополучно миновав - примерно через полгода - этот этап, инициатор создания зоны должен будет приступить к планированию территории под застройку. Эксперты указывают, что на практике этот трудоемкий этап занимает не менее двух лет. Но если предположить, что губернаторы используют все свое немалое влияние, то этот период может сократиться, но не намного: практика диктует свои ограничения.

И, наконец, этап завершающий - архитектурно-строительное планирование и строительство. Оценки здесь разнятся существенно: все это может продлиться от трех до пяти с половиной лет. Скажем, подготовка проектной документации для подобного объекта продлится 14-17 месяцев, а выдача разрешения на строительство требует как минимум двухмесячного ожидания. Здесь действуют федеральные нормы, не зависящие от полномочий того или иного губернатора. И уже на финише, после годичного периода строительства, придется подождать получения разрешительной документации и разрешения на ввод в эксплуатацию.

Что в сухом остатке? Соблюдение всех обязательных процедур градостроительной деятельности, как несложно подсчитать по следам экспертного анализа, требует порядка 6-7 лет для начала функционирования тех самых знаменитых, но пока виртуальных четырех особых игорных зон. Это время едва ли удастся "спрессовать" до двух лет, и главам регионов пора определиться, какие инициативы или корректировки необходимы для преодоления столь неприятных - и неожиданно возникших - строительных и технических проблем. А к ним, заметим, может добавиться и проблема разгула игорного криминалитета в регионах: при столь пессимистическом сценарии игорный бизнес, утративший шанс стать прозрачным и предсказуемым, найдет и удобную нишу в подполье и тех любителей азарта, которых не смутит атмосфера конспирации.

Бизнес