03.11.2006 01:20
Общество

Как уборщица Интернет покорила

и получила невероятное предложение от работодателя
Текст:  Вероника Иосифова (Ставропольский край)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4213)
Читать на сайте RG.RU

Ей предлагали новую работу. Новую работу, которая обещала официальный оклад, в 5 раз превышающий привычную скудную пенсию и прежние случайные подработки, которые теперь выглядели как жалкая подачка пожилому фрилансеру*. Действительно, освоить новую профессию в 55 лет, упорно тренироваться полтора года - это было трудно, почти невероятно для ее возраста, но она сделала это. И вот наконец усилия увенчались достойным вознаграждением. Она выдержала этот бой с чужими временами.

Когда на злополучном заводе-кормильце происходили последние расформирования кадрового состава, она работала бухгалтером третий десяток лет и понимала, что освоить новую профессию в этом возрасте ей уже практически нереально. За 10 лет до пенсии, с никому не нужной, как оказалось, профессией бухгалтера с советским стажем, с честно заработанными болячками... И, как водится, без мужа.

Ирина пошла работать обычной уборщицей. И проработала ею пять полноценных лет. Забыв, когда к ней в последний раз обращались по имени-отчеству.

Уборка занимала час днем и от силы полтора вечером. Образовавшаяся брешь времени, наложенная на глухую тоску обиды на судьбу в сердце заставила ее искать какую-то отдушину. Сперва это были цветы - несколько месяцев Ирина приносила самых удивительных представителей царства флоры отовсюду - из соседнего леса, от нежадных соседей, из цветочного магазина, когда оставались какие-то гроши.

Однажды, рассматривая один потрясающий цветок, она вспомнила, что рисовала очень похожий когда-то. Тогда ей было 12 лет, и она посещала художественную школу, окончив ее впоследствии с отличием.

И она снова стала просто рисовать, уже не рассчитывая на то, что это кто-то когда-то увидит. Вспомнила графику, вспомнила технику работы с акварелью и гуашью. Вспомнила правила композиции натюрморта и остальные премудрости конструирования художественного полотна.

А потом случилось нечто невероятное. Придя на вечернюю уборку офиса, Ирина наткнулась на молодую практикантку. Девушка, замерев, лежала головой на столе. Уборщица потрясла ее за плечо и увидела, что девчонка лежит на куче каких-то эскизов, на которых не совсем умелой рукой были нарисованы стены, окна, какие-то детали интерьера... Девчушка внезапно начала рыдать в голос. Налив ей кофе, Ирина Александровна осторожно поинтересовалась, что произошло. Подробности беды были банальны: девушка прекрасно владела мышью и клавиатурой, обладая при этом абсолютной неспособностью к рисованию. Ирина слушала непонятные слова и кивала, внимательно рассматривая рисунки. Про себя она прикидывала, что и где стоило убрать или добавить, как поменять строй всей композиции. Впрочем, компьютерное моделирование вполне заменяет необходимость рисовать от руки, но, пока она практикант и еще не окончила университет, она обязана рисовать - и рисовать очень хорошо. А тут - как бабка нашептала: девчонка, оказывается, с самого детства ненавидела уроки рисования и никакой возможности научиться рисовать не видела. Зато с любой компьютерной программой моментально переходила на "ты".

Ирина удивилась: как же так, дизайнер, а рисовать не надо? Какое "моделирование" может заменить обычный рисунок, который должен кто-то посмотреть, утвердить?

Девушка показала ей некоторые свои работы, выполненные в 3D-Max - программе для трехмерного моделирования любых объектов. Потом, по-детски увлекшись демонстрацией своих достижений, она показала и другие свои работы - выполненные в Photoshop, Corel, Flash, в еще каких-то программах, названия которых даже не запомнились.

Ирина Александровна была подавлена достижениями цивилизации...

Еще недавно ее сравнительно безупречные с точки зрения техники работы казались ей настоящим достижением - во всяком случае с точки зрения техники. Общение с юной дизайнершей помогло ей взглянуть в глаза реальности.

Ирина внимательно посмотрела на девушку и сказала:

- А давай дружить. Поможем друг другу? А?

С той поры Ирина задерживалась в офисе почти каждую ночь. Сперва девчонка объясняла, что нужно ей, набрасывая на мониторе примерные контуры эскиза.

Просидев в офисе до утра, Ирина уезжала домой первой же маршруткой, чтобы перекусить и поспать 5 часов, снова ехала на уборку, возвращалась на еще один краткий промежуток сна - и снова в офис: взаимные объяснения, рисунки, компьютерная графика. Через полгода она освоила практически все...

Еще через некоторое время она приобрела пару специальных пособий. Шла-шла по рынку и увидела. И купила - вместо продуктов. Обойдясь вчерашним супом, она читала их весь день и ночь, пробуя неизвестные приемы обработки изображения непосредственно у компьютера.

А потом девчонка окончила университет и нашла более выгодное место работы. И Ирине пришлось продолжать осваивать основы компьютерного дизайна самой. Однако огромной проблемой было то, что постоянные бессонные ночи не лучшим образом сказывались на ее здоровье. Цена ее странного честолюбия скоро могла быть выставлена в виде очень конкретных цен за лекарства.

Она решила взять тайм-аут. Уволилась с работы. И месяц спала и думала, думала и спала.

Мне нужен компьютер, думала Ирина. Очень нужен.

...Она взяла его в кредит. Под честное слово, пообещав отдать все в течение года. Пораженные "психозом" стареющей матери пожалевшие ее дети согласились оформить кредит на имя дочери и выплачивать вскладчину. Самый минимум - скромнейшего наполнения системный блок и очень недорогой сканер. Правда, в очередной раз шокировав потомство, Ирина выбрала по совету продавцов самый качественный монитор. Она знала, зачем он ей был нужен.

А потом она устроилась дворником. На три часа в день, откровенно халтуря, потому что главная ее жизнь стала протекать там, в зазеркалье XXI века.

Когда она поняла, что изучила Flash и HTML, вдобавок к Photoshop, Corel, PowerPoint, ACDSEE, Adobe Illustrator и еще Бог весть каким программам, год, в течение которого дети должны были оплатить кредит, уже подходил к концу. Они не напоминали ей, но она знала - надо срочно найти применение полученным знаниям. Иначе стыда не оберешься, дети решат, что она сходит с ума на старости лет. До пенсии оставалось 1,5 года, за которые она собиралась окончательно отшлифовать свои умения уже на реальных заказах.

На бирже труда ей сообщили, что ни одного работодателя ни ее возраст, ни ее "нулевой" опыт работы не устроит, а врать бывшая комсомолка Ирина не умела органически. Зато дали ценный совет - поискать удаленную работу в Интернете. Там часто подработки дают.

Ирина купила карту доступа и впервые в жизни оказалась в Сети - в прямом и переносном смысле. Сперва потерявшись в web-океане, к концу второй недели она все-таки выплыла на твердый берег, предложив свои услуги на дешевеньком работодательном сайте. И еще через 3 дня оказалась востребована - первый заказ, который она шлифовала до потери пульса неделю, принес ей 120 долларов и туманные намеки на постоянное сотрудничество. Отдав дочери сто, 20 у.е. пришлось снова вложить в Интернет. Намеки на сотрудничество через неделю вылились в 250 долларов и два дополнительных заказа от знакомых того парня, который дал ей первый заработок...

С дочерью она рассчиталась через месяц.

В кармане у нее оставалось 200 долларов и особое ликование человека, который сумел изменить свою жизнь путем настойчивого вырубания прохода в скале...

Но здоровье, здоровье! Почему ей не 25 лет и у нее не 100-процентное зрение? Теперь она поняла, что, сколько бы она ни заработала, ей придется платить один вечный налог - на здоровье. Пройдя полное обследование и прикинув, во что выльется ее лечение до состояния, в котором Ирина сможет спокойно работать, не отвлекаясь на давление, зрение, остеохондроз, она снова опустила плечи. Выходил практически замкнутый круг, ей оставались жалкие крупицы из заработанных денег.

Значит, необходима постоянная работа в офисе.

На что сделать ставку? Ирина выбрала золотую середину. Постепенно собирала деньги и формировала портфолио**, поддерживая здоровье с помощью рекомендаций врача, еще не имея средств на серьезное лечение всех собранных за годы болячек.

Через год все было готово для последнего рывка. Ни один здравомыслящий работодатель, ознакомившийся с ее портфолио, не отказал бы ей по причине неподходящего возраста. В кармане лежали свободные 5000 долларов.

Ирина поехала в санаторий, вылечила зубы, записалась на фитнес... Купила компьютер старшему внуку... И еще какую-то золотую цацку в благодарность той девчонке, которая научила ее самым основам ремесла. Дети замерли в шоке, не решаясь комментировать творящееся с их забитой, скромной матерью, неожиданно сменившей оперение воробья на оперение жар-птицы.

Она смеялась где-то внутри себя, ощущая, что это происходит не с ней, "бухгалтершей-уборщицей-матерью-одиночкой", а с героиней какого-то сериала, которые она так и не удосужилась за эти годы толком посмотреть. Ощущение нереальности происходящего не дало ей почивать на лаврах, и, вернувшись из санатория, она приступила к главному: к штурму работодателя, который взял бы ее такую, какая она есть.

...Она выдержала бой с чужими временами, ставшими единственной эпохой в ее судьбе, когда она получила возможность быть собой.

От редакции

С этой женщиной автор познакомилась год назад на одном из форумов, посвященных freelance в России. Однако по ряду обстоятельств ее координаты были утеряны. Остался только ник - Irine. Несмотря на это, предпринятые ею шаги по изменению своей судьбы не могли оставить автора равнодушным, и в конце концов из рассказанного ею родилась эта статья. Имя изменено, однако, уважаемые читательницы, если среди вас есть та, что узнала себя в героине, отзовитесь, мы очень хотим знать, как складывается ваша судьба.

*Фрилансер - от англ. "freelance"- внештатный сотрудник; в настоящее время - вольнонаемные работники, выполняющие разовую или постоянную удаленную работу при помощи мировой глобальной сети Интернет.

** Портфолио - от англ. "portfolio" - серия работ, документов, бумаг и т.д., объединенных общей темой: здесь - набор работ, характеризующих уровень специалиста.

Образ жизни Занятость Интернет