03.11.2006 02:00
Общество

В Петербурге появится виртуальное кладбище для интеллектуалов

Питерский бомонд мечтает о новом кладбище
Текст:  Татьяна Андреева
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4213)
Читать на сайте RG.RU

После того, как на Литераторских мостках похоронили депутата Маневича, для современных литераторов это место умерло. Так было всегда. За творцами приходила денежная элита, и артистическая публика вынуждена была искать себе более достойные и менее дорогие места жизни и упокоения. Не случайно Литераторские мостки были названы так потому, что кладбище находилось в низине. Из-за грязи без мостков ходить было трудно.

- Кладбища, как и люди, умирают. Моя цель - создать новое кладбище, максимально отвечающее развитию современной культуры, где не будет иерархии покойников. Ведь согласно законам криминального мира нельзя установить памятник простому "бригадиру" выше, чем у авторитета, даже если последний был ниже ростом. Иными словами, кладбища являются кривыми зеркалами нашей жизни.

По замыслу Валерия Савчука пришло время строить новые Литераторские мостки. Они должны быть выдержаны в современном стиле и особой эстетике. Для воплощения проекта автор присматривается к небольшим пригородным участкам земли в районе пригорода Петербурга - Комарова. Расположение кладбища в пригороде создаст необходимую атмосферу - покой, умиротворение, желание остаться в этих местах навсегда. Это превратит кладбище в прекрасное место для прогулок всей семьей. Могилы будут располагаться на значительном расстоянии друг от друга. Это разрушит ощущение кладбища-коммуналки, где могильные плиты едва не заваливаются друг на друга.

Идею Савчука уже поддержала городская элита. Многие ее представители даже сочинили эпитафии на свои будущие надгробия.

- На данный момент 42 представителя петербургской богемы готовы захоронить себя на Новых Литераторских мостках, - рассказывает философ. - Готов и слоган проекта "Будем дружить могилами!". Захоронения возможны для физически живых лиц, имеющих заслуги в области литературы и искусств и в возрождении жанра эпитафии.

- После заката жанра эпитафии кладбище потеряло значительную долю своей привлекательности. Прогулки по нему не таят больше открытий. Надгробная надпись свелась к пределу выразительности - прочеркам между датами рождения и смерти. Посмотрите, во что сегодня превратились Литераторские мостки на Волковом: политики, чиновники от культуры. Настоящему литератору лечь негде. В бане я парюсь и с теми, и с другими, потому что там все равны! А на кладбище существует разделение - хороший покойник, плохой покойник. Если сегодня на Литераторских мостках хоронят чиновников, значит, пришло время арт-публике обживать новые пространства.

- Эпитафия - это высокая концентрация смысла жизни, заключенная в нескольких словах, - продолжает Савчук. - Если мы сами не в состоянии сказать о себе правду, разве под силу это постороннему человеку, пусть и связанному с нами узами родства? Поэтому на нашем кладбище можно будет не только прочесть эпитафию, но и, пока будущий покойный жив, передать привет, задать вопрос о содержании начертанного, усомниться в стилистической законченности, посоветовать исправить и дополнить автоэпитафию. Наконец, просто восхититься! И, что невозможно на реальном кладбище, поведать об этом автору эпитафии. Дружба домами на нашем кладбище может плавно перерасти в дружбу могилами.

Пока богемная публика еще не умерла и не легла костьми в холодную питерскую землю, их могилы будут пустовать. На могильных плитах только автоэпитафии и даты рождения. По мере ухода литераторов в мир иной могилы будут принимать своих владельцев.

- Надгробия питерских интеллектуалов будут отличаться от могил простых смертных. Особый дизайн, новая эстетика, модерн. Роль богемы в культуре и состоит в создании новой чувственности, образа жизни, отношения к телу, сексу, смерти, - рассказывает Савчук. - Кроме того, сами автоэпитафии будут выходить за рамки общепринятых.

Автор идеи предусмотрел, что родственники усопших, возможно, не захотят хоронить именитых предков в рамках новых Литераторских мостков. Тем более - оформлять автоэпитафии. Именно поэтому будет существовать виртуальный аналог кладбища. Здесь каждый участник проекта автоэпитафией сможет рассказать о себе все то, что сочтет нужным еще при жизни.

Прежде чем кладбище начнет функционировать и станет удобным не только для его посетителей, но и для покойных, необходимо подготовить квалифицированный персонал.

- Кладбища в Германии, например, давно похожи на сказочные сады, в которых поют птицы, - говорит Савчук. - Для любого горожанина купить квартиру, окна которой выходят на кладбище-сад, - большая удача. За такими элитными квартирами встают в очередь и покупают за баснословные деньги.

В России ситуация с домом возле погоста обстоит иначе. Чем ближе жилье расположено к кладбищу, тем ниже его рыночная стоимость. Квартиры с окнами на кладбище в России продаются по бросовым ценам. Но все может измениться...

Представители петербургской богемы уже сочинили автоэпитафии на собственные надгробия:

Александр Секацкий, необаталист - "Поймет меня всякий, кто войдет в мое положение".

Наль Подольский, писатель - "Хорошо бы не залежаться".

Ольга Суслова, семиолог - "Еще не конец запятая".

Дмитрий Пиликин, художник, куратор - "Все это искусство - мертвое".

Олег Великий, архитектор - "Боролся с жизнью и наконец победил".

Григорий Сковорода, философ - "Мир ловил меня, но не поймал".

Александр Ляшко, фотограф - "У смерти точная выдержка".

Александр Потолицын, художник - "Здесь жил и не работал".

Образ жизни