06.11.2006 02:00
Культура

"Иван Великий" станет лучшей обзорной площадкой Москвы

"Иван Великий" станет лучшей обзорной площадкой Москвы
Текст:  Ирина Пуля
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4214)
Читать на сайте RG.RU

И вот, кажется, историческая справедливость наконец-то будет восстановлена - в легендарной церкви-колокольне Иван Великий откроется экспозиция "История Московского Кремля".

- Трудно поверить, но памятники Кремля были наименее изученными сооружениями древней Москвы, - рассказывает профессор Андрей Баталов, заместитель генерального директора Кремлевских музеев. - Реставрационные работы, которые идут сейчас во всем музейном комплексе, никогда не имели такого размаха. В последнее время впервые государство стало выделять на них десятки миллионов рублей. Мы стараемся вернуть древним камням былой вид, ведь в ходе реставрации, которая здесь проводилась в последний раз в 1838 году, многие архитектурные детали были искажены. Я думаю, впереди нас ждут удивительные открытия.

Главным событием небывалых реставрационных работ, которое ждет посетителей в 2008 году, будет доступ в обновленную звонницу Ивана Великого.

На диковинную церковь-колокольню туристы и так взирали с любопытством - все-таки первый московский небоскреб - высота 81 метр, но сакральный смысл великана им был непонятен. Закрытая для посещения и "безголосая" церковь-колокольня была печальным "экспонатом" и символом богоборческой эпохи. А изначально смысл в нее закладывался иной.

"Колокольня посвящена синайскому мудрецу Иоанну Синаиту, создавшему "Лествицу райскую", - повествует Баталов. - Это сочинение дает руководство жизни как непрерывного и трудного восхождения по "лествице" духовного самосовершенствования, возводящего подвижника на небо".

Сейчас Иван Великий уже радует глаз опрятностью свежей побелки изнутри и снаружи.

- Уникальность нового музея заключается в единстве трех составляющих, - рассказывает Баталов. - Зритель увидит исторические интерьеры с подлинными деталями архитектурного декора. С помощью новых технологий будут воссозданы виды древнего Кремля. И третье - перед ним распахнется захватывающее зрелище панорамы столицы с высоты ярусов колоколов.

На первом этаже первого яруса воскреснет исчезнувший древний Кремль ХII-ХV веков. На небольшие подиумы лягут найденные при раскопках драгоценные обломки, детали Успенского и Благовещенского соборов, собора Спаса на Бору... Чтобы нагляднее продемонстрировать журналисту будущую экспозицию, Баталов запускает специальную компьютерную программу. Щелчок по клавише - и на мониторе белые стены над благородными камнями оживают. В реальности на кнопку нажмет экскурсовод: на белилах вспыхнут цветом модели давно разрушенных соборов с указанием места, где могли бы находиться благородные камни. Все зримо и интригующе, ведь никто не знает точно, как выглядели храмы, об этом можно только догадываться.

На втором этаже первого яруса развернется экспозиция, посвященная истории Кремля XVI-XVII веков. Особый раздел выделят италь янским архитекторам. До сих пор специалисты спорят, насколько сильным было их влияние на русское зодчество.

Ярус колоколов будет посвящен истории, как говорит Баталов, "слава богу, не осуществленных планов" реконструкции Кремля. Например, в 1767 году архитектор Василий Баженов получил приказ разработать проект нового Кремлевского дворца. Екатерина Великая намеревалась благоустроить запущенный Кремль и повысить роль Москвы в жизни государства и Европы как национального центра. Воодушевленный патриотической идеей, Баженов воплотил в проекте весь опыт мировой и отечественной архитектуры. Уже и дворец "модерновый" заложили, когда Екатерина благоразумно "тормознула" строительство. На этом же ярусе расположится и "голосистая" экспозиция, посвященная колоколам.

"Реконструкция открывает много нового для понимания движения архитектурной мысли, - отмечает Баталов. - Но важно и то, что мы бережно собираем и подробности ушедшей жизни. Вот, например, решили сохранить несколько граффити, нацарапанных на колонне северного крыльца в Благовещенском соборе. Одну надпись из XVI века удалось расшифровать: "великий государь". Кто ее оставил? Кто-то из детей великого князя или скучающий боярин, ожидая окончания приема, - сказать трудно. Сейчас пытаемся расшифровать и другие граффити.

Одним из первых доступных для всех мест станет придел мученика Уара в Архангельском соборе. "Мы видим в этом особый смысл, - подчеркнул Баталов. - Святой мученик Уар особенно любим и почитаем русским народом. К нему обращаются с молитвами об упокоении душ людей некрещеных. До сих пор в России немало людей, не сподобившихся Святого Крещения, и множество тех, кто хотел бы молиться за них. Теперь у людей появится такая возможность сделать это в самом сердце России".

Архитектура ЦФО