07.11.2006 03:55
Экономика

Бюджет-2008 примут в ускоренном порядке

Его расходование предлагают контролировать особыми правилами
Текст:  Илья Акимов Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4215)
Читать на сайте RG.RU

Работа над проектом бюджета-2007 близится к финалу. 10 ноября Госдума собирается рассмотреть его в третьем чтении, а 24 ноября - в четвертом. Между тем депутаты уже сейчас задумываются о том, какой будет "финансовая конституция" страны в 2008 году. Сверстать бюджет-2008 раньше обычного они должны будут из-за парламентских выборов, которые пройдут в следующем году.

Напомним, что по проекту бюджета-2007, уже прошедшего два чтения, доходы федеральной казны составят 6,965 триллиона рублей, расходы - 5,463 триллиона рублей, профицит запланирован в размере 1,501 триллиона рублей. И эти цифры останутся без изменений, так же, как и суммы основных расходных статей проекта бюджета. Но как делить деньги казны "внутри" расходных статей, пока окончательно не решено. Здесь еще многое надо уточнить, возможно, перебросить средства из одной графы в другую. Эти вопросы и станут предметом обсуждения в третьем чтении. И хотя предварительно они все проработаны в комитетах Госдумы, на пленарном заседании депутатам предстоит "пройти" более трех тысяч поправок.

Самые важные их них касаются межбюджетных отношений. Например, будет решаться вопрос о распределении средств на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов, рассказал корреспонденту "РГ" председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. Ранее, на заседании трехсторонней комиссии по бюджету, в которую входят члены правительства, депутаты и представители профсоюзов, было предложено из 35 миллиардов рублей 17,2 миллиарда выделить четырем регионам - Чеченской Республике, Омской области, Чукотскому автономному округу и Калининградской области. В три последних региона трансферты из федеральной казны пойдут в качестве компенсации за доходы, которых субъекты лишились не по своей вине. Например, из Омской области и Чукотки "ушел" крупнейший налогоплательщик. Но для того чтобы решить, как именно делить деньги, по каждому региону предполагается проводить индивидуальное голосование. А оставшуюся сумму в 18 миллиардов рублей правительство предлагает распределять между субъектами в зависимости от исполнения ими своих бюджетов в этом году и первом квартале 2007 года. Впрочем, замечает Васильев, правительственная идея членами трехсторонней комиссии была воспринята неоднозначно - ведь фактически речь идет о распределении денег без обсуждения в парламенте и внесения изменений в закон о бюджете.

Однако уже в следующем году депутаты предлагают выстроить схему межбюджетных отношений по-новому. Есть смысл, считает Васильев, в дальнейшем при распределении межбюджетных трансфертов отказаться от "подушевого" принципа и выделять деньги на основании "шкалы", по которой видно, как растет в субъектах собственная налоговая база, капитальные вложения, как развивается социальная инфраструктура. Кроме того, надо довести до ума так называемый реестр расходных полномочий для всех уровней бюджетной системы. В нем должно быть четко зафиксировано, выполнение каких "обязанностей" возложено на бюджет субъекта или муниципалитета и какие расходы это влечет. Это особенно актуально для местных бюджетов, которые практически повсеместно не имеют средств на жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, содержание дорог. При этом в следующем году за счет местных налогов муниципалитеты пополнят свои бюджеты всего на 5 процентов от общей суммы доходов.

Но ситуацию можно переломить, изменив расщепление налогов. В регионы, предлагает Васильев, можно отдать федеральную ставку налога на прибыль. Сейчас им "достается" 17,5 процента от этого налога. Но если субъекты получат его полностью, они будут больше заинтересованы в создании новых предприятий, увеличении занятости, привлечении инвестиций. Соответственно "подтянется" вся экономика регионов. Кроме того, центру надо отказаться от установления на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам. Наконец, финансовое благополучие регионов и муниципалитетов может поправить реформа имущественных налогов. Речь, в частности, идет о том, чтобы перераспределить налоговое бремя: снизить налог на имущество для "бедняков" и параллельно повысить налогообложение дорогой недвижимости. Это тоже может стать реальным источником доходов для региональных и местных бюджетов.

При обсуждении проекта бюджета-2007 было высказано и предложение по контролю над средствами Инвестиционного фонда. В него направляется часть сверхдоходов от экспорта нефти, которые закладываются в бюджет и направляются на софинансирование различных инфраструктурных проектов. В бюджете этого года в Инвестфонде было зарезервировано 69,7 миллиарда рублей. Однако израсходованы эти деньги не были, и теперь они остатком перейдут в бюджет-2007. Кроме того, в следующем году из казны собираются направить в Инвестфонд еще 90 миллиардов рублей. Как видим, сумма получается внушительная. И контроль над этими средствами должен быть таким же жестким, как над средствами Стабфонда. Прописать его, по аналогии с большой "нефтяной копилкой", Васильев предлагает в Бюджетном кодексе, дополнив его отдельной статьей. Однако при этом у правительства должна быть возможность управлять деньгами из Инвестфонда максимально оперативно, ведь иначе, в случае долгих согласований по их расходованию, процесс финансирования инвестпроектов может затормозиться. Впрочем, вероятно, в деталях обсудить новую статью Бюджетного кодекса депутаты смогут уже в январе - феврале следующего года. Совсем недавно министр финансов Алексей Кудрин не исключил, что проект новой редакции кодекса будет обсуждаться именно в эти сроки.

Федеральный бюджет Госдума