Они предлагают не только на время притормозить вступление в силу статьи Жилищного кодекса РФ, которой предусмотрен новый порядок, но и вообще позволить каждому из субъектов Федерации, в том числе и Москве, самим решать, когда вводить его.
Как стало известно "РГ", Юрий Лужков назвал это предложение жизненно необходимым для столицы. "Я не понимаю, откуда эта гонка за управляющей компанией и кому она нужна, - подчеркнул мэр. - Мы уже здорово "наелись" обманутыми дольщиками, а что будет, если управляющие компании обманут жителей многоквартирных домов? - спросил он и сам же ответил: - Мы можем получить несколько тысяч "детей лейтенанта Шмидта", которые охмурят руководителей ТСЖ и выманят у них деньги. Тогда возмущение в народе будет посильнее, чем у обманутых дольщиков".
Подобные примеры, увы, уже появились и прямо под боком у Москвы. Например, в подмосковной Балашихе образовали не одно ТСЖ. Но цену им собственники, обратившиеся в "РГ", поняли, когда на квартиру общей площадью 37 метров в месяц получили счет к оплате на сумму свыше 100 долларов. За эксплуатацию "двушки" в том же ТСЖ новые управленцы потребовали заплатить вдвое дороже. Жители, увы, далеко не все были готовы отдать за услуги ЖКХ в 3-4 раза дороже, чем было установлено главой местной администрации.
Вот почему процесс выбора управляющих компаний для многоквартирных домов, как считает Лужков, должен вестись без жестких сроков в городе, где на 80 процентов жителей, являющихся собственниками жилья, приходится менее тысячи частных управляющих компаний. Неудивительно, что жители 24 тысяч жилых домов из 39 тысяч существующих до сих пор не выбрали способ управления. И вряд ли успеют до конца этого года. Так считает Ирина Шрамко, руководитель Центра реформирования ЖКХ.
Для обсуждения "Кто виноват?" и "Что делать?" с реформой в жилищно-коммунальной сфере, депутаты пригласили экспертов на заседание комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике. Владислав Иванов, зам. начальника Управления координации деятельности ТСЖ и паспортизации жилищного фонда департамента рассказал:
"Мы завалены потоком жалоб от жителей на то, что они не знают, как даже провести собрание по выбору управляющей компании". К тому же, недоумевают в департаменте, сразу после выхода Жилищного кодекса была выпущена методичка, где четко все прописано, как и кто должен проводить собрание.
Но, как выяснилось, выпустили таких методичек всего 20 тысяч экземпляров. "Весь тираж разошелся влет. Ни одной не осталось", - сообщил комиссии Иванов. Узнав про дефицит таких "букварей", спикер Мосгордумы Владимир Платонов заметил: "Надо было тогда написать на каждой: прочитал - передай другому".
В центре содействия реформе ЖКХ считают, что сам Жилищный кодекс РФ с комментариями - лучший путеводитель для собственника: там все доступно объясняется, и продается он везде. Депутаты же пришли к неутешительному выводу: неумение провести собрание - лишь видимая часть проблемы, а подводная часть айсберга, способная потопить жилой фонд, - неясность кто будет в дальнейшем капитально ремонтировать его.
Дело в том, что ни в методичке, ни в Жилищном кодексе не написано, сколько собственники должны платить по этой важнейшей статье расходов и кому. "А самодеятельность в таком важном вопросе неуместна", - нервничал председатель комиссии по городскому хозяйству Мосгордумы Степан Орлов. Сложность заключается в том, что по Жилищному кодексу создавать специальный фонд, где будут аккумулированы средства собственников для этой цели, столичные власти не имеют права. Зато имеют полное право помогать с ремонтом с помощью городских целевых программ. Из этой формулы некоторые участники "коммунального" заседания заключили, что москвичам, живущим в старых домах, с будущего года придется откладывать деньги на капремонт крыши, стояков и прочих слабых звеньев в цепи "общих мест". Один только лифт в миллион рублей обойдется.
Но, по словам Степана Орлова, председателя комиссии по городскому хозяйству Мосгордумы, москвичи пока могут не бояться капремонта: депутаты Мосгордумы еще только планируют разработать свой законопроект о стандартах эксплуатации жилищного фонда, где детально распишут, за что собственник несет ответственность и по какой системе он будет вкладываться в поддержание дома. То есть платить, конечно же, придется, но утешает лишь то, что еще не завтра.
"Снимать жилые дома с городского "довольствия" никто в ближайшее время пока не собирается", - успокоил депутатов и Михаил Рыбальченко, зам. руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства.
И в самом деле, до 2008 года в бюджете Москвы заложены деньги на целевую программу по капитальному ремонту. В частности, на 2006 год - около 2 миллионов. А вот смогут ли москвичи приучить себя к мысли, что с 2009 года им все-таки придется откладывать деньги на замену стояков и крыш? Время отсрочки, о которой просят сегодня московские законодатели, как раз истечет к этому моменту. Поэтому власти города страхуются: "В переходный период отчисление средств на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме намечено осуществлять за счет средств городского бюджета, без привлечения средств собственников жилищного фонда, причем независимо от форм собственности, будь то ТСЖ, ЖСК или ЖК", - заверила "РГ" начальник Управления по капитальному ремонту жилищного фонда Алла Сорокина. Так что пока о крыше дома своего москвичам можно не беспокоиться. Кстати, на вопросы, связанные с выборами управляющих компаний, ответят квалифицированные специалисты по телефону: 961-33-28.
Справка "РГ":
Средняя стоимость комплексного капитального ремонта без отселения жителей :
четырехподъездной пятиэтажки - 31 млн. руб.;
девятиэтажного дома (на четыре подъезда) - 56 млн. руб.;
девятиэтажного дома (на шесть подъездов) - 70 млн. руб.;
четырнадцатиэтажного одноподъездного дома - 38 млн. рублей.
В капитальном ремонте, реконструкции или реновации нуждаются 5 процентов от обследованного жилищного фонда.