09.11.2006 03:40
Экономика

Материнский капитал освободят от налогов

А налоговая амнистия может быть объявлена уже в 2007 году
Текст:  Илья Акимов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4217)
Читать на сайте RG.RU

О том, какие налоговые новации ждут страну в следующем году, корреспондент "РГ" беседует с председателем Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрием Васильевым.

Российская газета | В СМИ прошли сообщения, что вы серьезно "подправили" законодательство по материнскому капиталу?

Юрий Васильев | Вчера Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Речь идет о материнском капитале (250 тысяч рублей), который предоставляется после рождения второго ребенка. А буквально на днях наш комитет одобрил для первого чтения законопроект "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ" об освобождении от обложения налогом на доходы физических лиц материнского капитала. Налоговые вычеты не будут применяться и в случаях направления материнского капитала на обучение, на строительство или приобретение жилого дома, квартиры.

РГ | А когда начнут действовать в полную силу поправки в законодательство, связанные с налоговым администрированием?

Васильев | Большинство положений принятого недавно Закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" вступят в силу с 1 января 2007 года. Его основная цель - урегулирование вопросов, связанных с проведением налоговыми органами контрольных мероприятий, четкая правовая регламентация конкретных процедур налогового администрирования и создание предпосылок для недопущения какого бы то ни было налогового "террора".

В законе предусмотрены меры по упорядочению налоговых проверок и документооборота. Сокращен и конкретизирован перечень документов, представляемых налогоплательщиками в ходе камеральной проверки. При этом удалось соблюсти баланс интересов двух сторон. Сборщики получили право запрашивать у проверяемых пояснения, а налогоплательщики смогут самостоятельно решать, какие документы представлять. Предусмотрены нормы о недопустимости повторного истребования у предпринимателей справок, ранее представленных в налоговые службы. Почти в два раза увеличен срок представления справок. Кроме того, вводятся жесткие предельные сроки проведения выездных налоговых проверок и ограничивается их количество - не более двух в течение года. Кстати, столь суровых ограничений в отношении налоговых проверок нет ни в одной стране мира.

Изменяется порядок рассмотрения налоговых споров. Налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового органа в апелляционном порядке, и при этом вступление в силу обжалуемого решения приостанавливается на период рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. А с 2009 года вводится обязательный досудебный порядок обжалования актов налоговых служб и действий должностных лиц, ведь большинство налоговых споров можно успешно решать до суда на уровне налогового органа и налогоплательщика. Многие нормы Налогового кодекса уточнены с учетом практики их применения, и это снимет вопросы, связанные с различной трактовкой одних и тех же положений.

РГ | Какие перемены ждут малый бизнес?

Васильев | Можно сказать об уточнении положений глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса, в которых определяются специальные налоговые режимы в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход. Кстати, основные изменения уже вступили в силу с 1 января 2006 года. Во-первых, увеличен "порог" по предельному размеру доходов организации при переходе на упрощенную систему налогообложения - по итогам девяти месяцев с 11 миллионов рублей до 15, а по календарному году эта сумма увеличена с 15 до 20 миллионов рублей. Причем депутаты настояли на принятии специального механизма ежегодной индексации размера доходов, который учитывает изменение потребительских цен на товары за предыдущий календарный год. Во-вторых, у предпринимателя появилось право выбора объекта налогообложения: либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

РГ | А как обстоит дело с известным законопроектом о налоговой амнистии?

Васильев | Депутаты рассмотрят законопроект во втором чтении уже в период этой сессии. Более того, постараемся принять его в трех чтениях, с тем чтобы этот закон заработал уже в 2007 году. Как известно, речь идет о законе, в соответствии с которым любой гражданин будет иметь возможность в установленные сроки представить специальную декларацию по ранее незадекларированным доходам и при этом не указывать источники их получения. После того как с дохода будет уплачен 13-процентный налог, он будет считаться легализованным.

РГ | И все-таки почему так затягивается второе чтение?

Васильев | У нас были серьезные замечания к законопроекту. По мнению депутатов, в нем не было четко прописано реальное освобождение предпринимателей от ответственности за ранее совершенные правонарушения в сферах налогового, валютного и таможенного законодательства, связанных как с уклонением от уплаты налогов, так и с вывозом капитала за рубеж. А отсутствие конкретных гарантий ставит под сомнение эффективность предлагаемой декларационной кампании и может дискредитировать саму идею налоговой амнистии. Депутаты считают необходимым ко второму чтению дополнить законопроект нормами, освобождающими граждан, легализовавших свои доходы, от всех видов ответственности за совершенные правонарушения.

Кроме того, сейчас мы обсуждаем с правительством идею о возможности перевода денег частным лицом, минуя налоговые органы, через Сбербанк. И тогда налогоплательщику вообще не придется "засвечиваться в налоговых органах". Есть предложения и по снижению 13-процентной налоговой ставки. Ко второму чтению дополнительного обсуждения и обоснования требуют положения законопроекта по периоду, на который распространяется упрощенный порядок декларирования. Мы считаем необходимым закрепить нормы, гарантирующие защиту информации, полученной налоговиками, от использования ее в качестве доказательства по иным правонарушениям. Необходимо также проработать правовую природу добровольного декларационного платежа и его размер.

РГ | Ожидается ли, что в следующем году будет решен вопрос о "переносе" уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства, а не работы, как это делается сейчас?

Васильев | Считаю, что эта инициатива заслуживает глубокого изучения и всесторонней проработки. Озабоченность регионов, расположенных в непосредственной близости к крупным городам, понятна. Зачисление налога на доходы физических лиц в фонд местных бюджетов по месту работы налогоплательщика, как это предусмотрено сейчас, приводит к тому, что, например, граждане, живущие в Подмосковье и работающие в Москве, поддерживают налогами мегаполис, а свой городок оставляют со скудными средствами в бюджете.

Однако изменение схемы уплаты этого налога может привести к тому, что людям придется представлять ежемесячно отчеты в налоговый орган по месту жительства. А это дополнительные неудобства и трата времени. Да и у налоговиков работы значительно прибавится. Но, думаю, нам удастся найти приемлемый вариант.

Налоги Финансовое право Госдума