09.11.2006 02:30
Общество

Российские верующие доверяют президенту

Положение религии в современном российском обществе
Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4217)
Читать на сайте RG.RU

Что из себя представляет современное российское общество с религиозной точки зрения, кто такие верующие сегодня, сколько их реально в обществе и чем они отличаются от остальных? Об этом он рассказал вчера, презентуя перед журналистами доклад "Религия и общество" из сборника "Реальная Россия".

Утверждения о том, что Россия сегодня если не атеистическая, то уж точно равнодушная в вопросах веры страна, социолог считает издержками мифологического сознания.

60 процентов взрослого населения, отвечая на вопрос об исповедуемой ими вере, назвали себя православными, 6,7 - сторонниками ислама, 14 процентов - верующими без вероучения, 15 - атеистами, 1,2 россиян исповедуют другие религии и около 1 отказались отвечать на вопрос - картина, не характерная для атеистических стран.

Портрет активных православных не совпадает с избитым образом "бабушки в белом платочке", это, как правило, молодые и среднего возраста образованные люди. Интересно, что российские верующие - люди с высокими показателями социального оптимизма, уровень людей с высшим и незаконченным высшим образованием среди них тот же, что и среди всех россиян. У мусульман больше, чем в среднем, количество детей, а у православных довольно высокий показатель желаемого количества детей - 2,8.

Среди человеческих качеств, которые больше всего ценят российские верующие, у мусульман лидируют "терпимость" и "уверенность в себе", у православных - честность, бескорыстие, доброта и милосердие. Так востребуемое в России трудолюбие и среди православных, и среди мусульман гораздо значимее, чем в среднем по стране. Вопреки стереотипным представлениям о том, что Россия - левая страна, верующие однозначно поддерживают переход к рыночной экономике, не реже, чем остальные россияне, хотят, чтобы их дети имели собственный бизнес. Церковь занимает второе месте среди социальных институтов по доверию к нему граждан, на первом - президент.

- Очень многое зависит от того, какие вопросы задают опрашиваемым, как их формулируют, - обозначил границы сенсационности социологического содержания заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата о. Всеволод Чаплин. - Если спросить: "Понимаете ли вы догмат Халкедонского собора?", то можно получить и 0,1 процента православных верующих. А можно сформулировать вопрос так, что верующих окажется процентов 80.

Для протоиерея Всеволода показалось важным другое: исследование подтверждает, что идеи, социальные идеалы, укорененные в Евангелии, понимаемы и высоко значимы для россиян.

Вспомнив знаменитое высказывание социолога Питирима Сорокина о том, что по воскресеньям пуританин верит в бога, а во все остальные дни в торговую биржу, редактор православного журнала "Фома" Владимир Легойда подчеркнул, что представленные результаты социологического исследования как раз фиксируют перемещение веры с периферии личной и общественной жизни в центр.

Фариду Асадуллину, cопредседателю Информационно-аналитического центра Совета муфтиев России, показалась сомнительной невысокая доля российских мусульман, другие исследования, по его мнению, фиксируют от 10 до 15 процентов.

Религия Социология