Прежде всего Ирина Далецкая красивая женщина. Как пишут в романах, хрупкая и изящная. Она вполне и успешно могла бы работать фотомоделью. Впрочем, для этого рода деятельности Далецкая слишком умна и образованна. Она предпочитает быть не объектом съемки, а ее субъектом. Словом, она - фотограф.
Фотограф. Я выбираю именно это слово для обозначения того, чем она профессионально занимается. Не фоторепортер и не фотооператор. Фото-граф. Она умеет работать светом, как писатель умеет работать словом. И как хороший писатель она занимается только тем, что знает отлично, досконально, в деталях.
Двадцать лет подряд Ирина Далецкая снимает Камчатку. Геолог по образованию и лучшая ученица классика советской фотографии Вадима Гиппенрейтера, не один год отдавшего съемкам камчатских вулканов, она и по сей день убеждена, что этот полуостров - самая молодая земля на планете, уникальный геологический заповедник, где и сегодня происходит то, что на основном пространстве земного шара завершилось миллионы лет назад. В каком-то смысле каждая ее командировка на Камчатку - это реальное путешествие во времени.
|
|
|
|
|
|
Если же оставить на время геопоэтику, то типичная командировка Ирины на полуостров выглядит так. Сначала она находит спонсора, готового оплатить этот гигантский дорогостоящий перелет, затем собирает палатку, рюкзак с продуктами, кофры с дорогой и капризной аппаратурой, необходимые личные вещи... Потом уже, в Петропавловске, кто-нибудь помогает ей "заброситься на точку", например на Командорские острова, где нет ни единой живой души. И она живет там одна по два-три месяца, каждый день снимает и каждый вечер заводит примус, чтобы выпить чаю и согреться. Она принципиально работает без помощников, потому что помогать ей сможет не каждый. Однажды мы летели с этой изящной, хрупкой и даже застенчивой женщиной на вертолете вдоль южной гряды вулканов Камчатки. Наш вполне светский разговор был безо всяких извинений прерван, как только борт завис над дымящимся жерлом вулкана. Это обстоятельство мгновенно преобразило ее: мягкие прежде движения стали жесткими и решительными, ее "фотомодельные" глаза превратились в острый прищур мастерового, ее изящные руки стали быстры, злы и необычайно сильны. В то время, как я только собирался нацелить свою фотокамеру на вулкан, Далецкая уже меняла кассету в своем "Никоне"...
Многие коренные камчадалы, посмотрев фотографии на выставках Далецкой, пытались найти те чудесные места, которые она снимала. Но еще никому это не удавалось. Загадка разгадывается просто: на фотографиях, выполненных Ириной, не просто Камчатка, на них - ее представление о Камчатке, ее неповторимый взгляд, картина, которую она написала светом с помощью фотокамеры.
У нее множество поклонников, но мало кто из них знает, что по-настоящему она принадлежит только Камчатке. Ирина Далецкая влюблена в полуостров.