Способствовать достижению цели должны как раз прорабатывающиеся сейчас совместные проекты в области электроэнергетики, транспорта, цветной металлургии, машиностроения. В частности, РАО "ЕЭС России" проявляет интерес к инвестициям в энергетику и электросети Азербайджана. Также существует идея строительства алюминиевого завода, оценочная стоимость которого составляет 1 миллиард долларов.
"Мы удовлетворены тем, как развиваются наши отношения, которые имеют высокую степень динамизма, очень эффективны и построены на добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, - отметил Ильхам Алиев. - Они вышли на очень высокий уровень, и мы стремимся к тому, чтобы их наращивать". Он высказал пожелание, чтобы стороны сохранили те контакты, что были наработаны в ходе завершающегося Года России в Азербайджане.
Отдельно и обстоятельно разговор зашел о взаимоотношениях в энергетической сфере. Особенно в сфере взаимодействия с Евросоюзом. Как известно, накануне визита в Москву Ильхама Алиева принимали в Брюсселе, где он в том числе провел переговоры с генеральным секретарем НАТО Яапом де Хооп Схеффером.
По данным дипломатических источников, азербайджанская делегация на встрече с Североатлантическим альянсом говорила и о возможности размещения миротворческих сил НАТО вблизи нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. А европейцы ко всему в очередной раз выразили заинтересованность в увеличении поставок азербайджанской нефти и газа в Европу. Причем Баку подтвердил, что газопровод Каспий-Балканы будет построен в ближайшие годы.
Москву диалог Азербайджана с Евросоюзом не интересовать не может, поскольку поставки энергетических ресурсов входят в число приоритетных вопросов для России и строятся на долгосрочную перспективу и предсказуемый характер партнерства. Поэтому перед Ильхамом Алиевым сейчас стоит вопрос - либо самостоятельно, но при поддержке ЕС выходить на западный рынок энергоресурсов, либо работать в тесной связке с Москвой. В первом случае это дает больше свободы действий, а во втором - готовую инфраструктуру, опыт и инвестиционную поддержку совместных проектов.
"Хочу поздравить вас с успешным визитом в Брюссель, который был очень деловой и конкретный, где были достигнуты важные договоренности с точки зрения участия Азербайджана в общеевропейских усилиях в сфере энергетики", - обратился к Алиеву Владимир Путин. При этом он заметил, что и Россия активно работает в этой сфере с Европой и скоро в Финляндии пройдет очередной саммит Россия-ЕС. "Мне было бы интересно и любопытно узнать, как прошел ваш диалог с европейскими партнерами", - поинтересовался российский лидер.
Кроме того, Азербайджан находится в поле зрения и совсем ближайших партнеров России. Например, Белоруссии, с которой у Москвы в последнее время энергодиалог идет не слишком успешно и который, очевидно, будет продолжен сегодня во время приезда Александра Лукашенко в Москву. Неприемлемое, по мнению белорусской стороны, желание России повысить цены на газ, а также намек на то, что неплохо бы делиться теми средствами, что Белоруссия получает от реализации продуктов нефтепереработки из российской нефти, вынудили Александра Лукашенко искать возможных партнеров "на стороне". Чтобы и Москва была посговорчивее, и запасной вариант заранее подготовить, если договориться с Россией не удастся.
В октябре Ильхам Алиев как раз находился с визитом в Минске, где Александр Лукашенко активно обсуждал энергетическую тему. Так, он предложил не только подумать о поставках азербайджанской нефти Минску, но и готов предоставить транспортные возможности Белоруссии для экспорта нефти из Азербайджана в Европу. Технически это вполне реально, если объединить действующий нефтепровод "Дружба" с украинским трубопроводом Одесса-Броды, который давно хотят продлить до польского Плоцка и дальше провести на латвийский Вентспилс. Эта идея существует уже давно и постоянно достается из кармана в качестве козыря в энергетической игре с Россией.
Правда, по оценкам экспертов, в любом случае для Белоруссии осуществление подобного проекта мало что принесет, кроме дополнительных доходов от транзита. Транспортное плечо для азербайджанской нефти все равно будет слишком большим, а цена на бакинскую нефть будет выше, чем на российскую.