Концовка действительно получилась убедительная. Как сказал на открытии выставки Михаил Пиотровский, "Эрмитаж и Кремль внутренне связаны тем, что они не только уникальные хранилища сокровищ искусства, но сами по себе являются памятниками истории российской государственности".
На выставке есть многое, на что можно посмотреть, а при случае и над чем поразмышлять. Привлекает внимание золотой туалетный прибор Анны Иоанновны из пяти предметов или, например, ее же комплект конской упряжи со ста пятнадцатью колумбийскими изумрудами. Или часы с сапфирами из большого собрания карманных часов английской работы - Елизаветы Петровны. Вообще драгоценным, как показывает выставка, может быть все - часы, табакерки, оружие, упряжь, туалетные и обеденные принадлежности, вплоть до "инструментов дантиста", как деликатно именуются специальные предметы для высочайшего ковыряния в зубах. Поскольку все это осталось в хорошем состоянии, можно предположить, что по назначению золотыми предметами пользовались не так часто, больше любовались и использовали для представительских целей.
Целенаправленно собирать коллекцию драгоценностей начала Екатерина II. Достаточно сказать, что одних камей у нее было только несколько тысяч. На выставке можно увидеть две из них, купленных у герцога Орлеанского, но каких! - двойной портрет герцога Феррары Альфонсо со своей женой Лукрецией Медичи, которых, впрочем, при покупке приняли за римского императора Пертинакса с женой Тицианой, а видом они ну сущие Отелло с Дездемоной. Тут же изящный "Амур-садовник". Много табакерок, несессеров, часов на шатлене, крепящихся к поясу, ларцов, шкатулок, подвесок и ожерелий, разглядывая которые на выставке и читая о них в роскошном каталоге, к ней выпущенном, можно многое узнать о высокой культуре драгоценных пустяков и излишеств, которые и должны украшать человеческую жизнь, доводя ее до внешнего совершенства.
Модницы обступают букеты цветов из золота, бриллиантов и драгоценных камней - все это произведения выдающихся европейских мастеров Нового времени. На закуску можно оценить платиново-бриллиантовое сияние копии российских императорских регалий, сделанной фирмой Карла Фаберже к Всемирной выставке в Париже 1900 года, а потом приобретенной Николаем II. Бриллианты и алмазы там насчитываются тысячами. С этой работы, между прочим, и начиналась всемирная слава Фаберже, получившего за нее от французов золотую медаль и орден Почетного легиона. А за французами и наши подоспели с обожанием.