10.11.2006 04:12
Экономика

Конституционный суд изучает жалобу Москвы на Федеральное казначейство

Конституционный суд изучает жалобу Москвы на Федеральное казначейство
Текст:  Анна Закатнова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4219)
Читать на сайте RG.RU

Конфликт этот старый, тесно связанный еще с предыдущим запросом московских властей по поводу раздела имущества с минэкономразвития. Запрос о проверке конституционности частей 4, 5 и 6 статьи 215.1 Бюджетного кодекса, видимо, был подготовлен еще тогда, когда вопрос об урегулированности собственности на драгоценные объекты московской недвижимости никак нельзя было считать решенным. Представители президента, Думы, Совета Федерации отчаянно боролись против запроса, но самую активную позицию заняла руководитель Федерального казначейства Татьяна Нестеренко, после выступления которой за бюджетные деньги совсем не хотелось беспокоиться.

Заявители, между тем, были крайне озабочены сложившейся ситуацией. Напомним, что согласно оспариваемым нормам Бюджетного кодекса счета всех субъектов Федерации были переданы Федеральному казначейству с 1 января 2006 года. Однако правительство Москвы в своем запросе настаивает, что эти положения законодательства несоразмерно ограничивают право субъекта РФ самостоятельно исполнять свой бюджет. И даже бюджетные обязательства, считают заявители, оказываются в зависимости от деятельности федерального органа исполнительной власти, подчиненного минфину. А само Федеральное казначейство, уверены авторы запроса в КС, превращается в дополнительное звено в цепи прохождения платежных документов. Представитель заявителя адвокат Петр Баренбойм позже пояснил журналистам, что скорость прохождения платежек замедлилась до двух дней и, может быть, этот срок в обычных условиях не имеет значения. Заявители также считают, что в новой ситуации субъекты Федерации оказались ограниченными в своем праве свободно распоряжаться своим имуществом.

"Это серьезная реформа бюджетных взаимоотношений, а никакая реформа не проходит безболезненно", - заметила в своем выступлении представитель Госдумы в КС Елена Мизулина. Она напомнила, как после дефолта 1998 года крах ряда кредитных учреждений привел к потере бюджетов некоторыми субъектами Федерации, как в 90-х годах даже депутату Госдумы было невозможно получить информацию о расходовании средств региональными властями. Мизулина уверена, что нет смысла поднимать вопрос о соответствии Основному Закону оспариваемых норм, "это не вопрос Конституции, а вопрос политической целесообразности".

Представитель президента Михаил Кротов в свою очередь напомнил, что вообще-то регионам не на что жаловаться - законодатель никогда не наделял субъекты Федерации полномочиями по самостоятельному кассовому обслуживанию своих бюджетов.

Представлявшая Федеральное казначейство Татьяна Нестеренко подробно рассказала о процессе становления финансовой системы в РФ, напомнив, что только четыре-пять лет назад Башкортостан и Татарстан допустили на свои территории учреждения Федерального казначейства (до этого даже федеральные органы власти обслуживались подразделениями с территорий других субъектов Федерации). "Все деньги находятся на счетах и готовы к выплате", - успокаивала Нестеренко. "На сегодняшнем этапе развития финансовой системы российского государства вопрос о переходе на обслуживание кассовых счетов в Федеральном казначействе был правильным и своевременным, - заметила Нестеренко. - Эта мера в период проведения реформы о разграничении полномочий позволила обеспечить сохранность все увеличивающихся средств муниципальных образований". Со скрытой гордостью она уточнила, что муниципалитеты сейчас, напротив, заинтересованы в сотрудничестве с федеральным казначейством, потому что рассматривают его как более независимую внешнюю силу по сравнению с органами власти субъектов Федераций. И если системы федерального казначейства не будет, то муниципальные образования, опасается Нестеренко, будут вынуждены открывать счета в коммерческих банках.

"Вот тут вспоминали дефолт, когда федеральная власть запустила казино гособлигаций, а ЦБ по политическим причинам держал курс доллара на слишком низком уровне, в итоге все это взорвалось, - философски заметил в заключительном слове Баренбойм, - я лично доверяю госпоже Нестеренко, но ведь и над ней есть еще люди, а после такого дефолта говорить, что ваши деньги тут лежат и по первому требованию их выдадут, - так вот после этого любой гражданин волновался бы". В ответ Елена Мизулина, грустно вздохнув, заметила, что отменять оспариваемые нормы нельзя, потому что существующий порядок "позволяет обеспечивать единство бюджетной, финансовой системы, которая позволяет государству реализовать взятые на себя социальные обязательства".

Бюджеты регионов Госуправление Правительство Москвы Конституционный суд