14.11.2006 03:00
Экономика

Госдума рассмотрит законопроект о льготах по карточным платежам

Госдума рассмотрит законопроект о льготах по карточным платежам
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №0 (580)
Читать на сайте RG.RU

Большая часть "пластика" сегодня приходится на зарплатные проекты, к которым начинают активно проявлять интерес не только крупные компании, но и предприятия малого и среднего бизнеса. Эксперты объясняют рост спроса на зарплатные проекты стремлением компаний "обелить" бизнес, а также ужесточением конкуренции на рынке. Для того чтобы удержать старых и привлечь новых клиентов, банки идут на беспрецедентное снижение стоимости и смягчение условий работы по зарплатным проектам, а также постоянно расширяют спектр услуг, привязанных к карточкам.

Суть проекта состоит в том, что торгово-сервисные предприятия получат дополнительную льготу по налогу на прибыль в размере 1 процента. Предполагается, что власти субъектов получат право самостоятельно определять размер среднемесячного оборота, при достижении которого продавец будет обязан принимать к оплате банковские карты.

Участники рынка считают, что попытка на государственном уровне стимулировать эквайринговые услуги очень своевременна, однако часть ритейла и банков пока не готова продвигать эту услугу в массовом порядке.

Банкиры считают, что при значительном количестве эмитированных кредитными организациями банковских карт необходимо обеспечить их держателей соответствующей инфраструктурой, однако количество торговых и сервисных точек, где можно расплатиться банковской картой, пока недостаточно.

Ритейлеры, напротив, считают, что продвигать безналичный расчет не готовы банки. Обслуживание банковских карт стоит денег, и банки не очень стремятся "зайти" в магазины. По мнению участников рынка, пока применение банковских карт для оплаты покупок и услуг тормозит не налоговая нагрузка (а льготу предлагают именно по налогу), а высокие тарифы на обслуживание карт, установленные банками. При этом большинство розничных магазинов в регионах рассчитываются с бюджетом при помощи единого налога на вмененный доход, и льгота по налогу на прибыль им ничего не даст.

Те розничные сети, которые ввели безналичный расчет, поделили издержки на обслуживание карт с банками. Привлекательность этой услуги пока не высока, оборот по картам низок. Нередко даже в крупнейших сетях возникают технические проблемы с обслуживанием карт, и недовольство клиентов в итоге обращено не к банковской структуре, обслуживающей систему, а к ритейлеру, считают аналитики.

В целом государственную инициативу по продвижению эквайринговых услуг, по мнению представителей банковского сегмента и ритейла, можно оценивать положительно. Хотя бы в плане поддержки развития банковского сервиса.

Впрочем, многие эксперты не очень верят в "банковский альтруизм", а если учесть, что поправки не предусматривают каких-либо государственных субсидий для магазинов, которым придется устанавливать терминалы, то можно предположить, что это нововведение заставит торговые точки из собственного кармана оплатить установку и дальнейшую эксплуатацию терминалов, а впоследствии еще и платить банкам комиссии за обслуживание безналичных платежей. Пока не ясно, как будет выбираться магазином банк, который будет его обслуживать, как будут выбираться платежные системы, которые будут приниматься в магазинах.

С момента появления первых пластиковых карт в России прошло около 15 лет, и сегодня можно говорить о том, что определенный этап становления этой системы закончен.

Банки Госдума