В официальном пресс-релизе ВЦИОМ без обиняков говорится, что малое предпринимательство в России в основной своей массе сохраняет позиции аутсайдера экономики. Малый бизнес не стал "моторчиком" конкурентоспособности экономики. И тенденции не предвещают скорых изменений.
Когда бедность - порок
Прежде всего малый бизнес беден и постоянно находится на грани выживания. Около 70 процентов респондентов по той или иной причине не могут приобрести бизнес-недвижимость. И этот показатель не меняется. Конечно, среди причин наиболее популярная - 61 процент - цены, и это вполне рыночная ситуация. Однако почти половина - 49 процентов опрошенных - в качестве причины называют "ограниченный доступ к торгам, недостаток достоверной информации о торгах и объектах". То есть предприниматели варятся "в собственном соку" и работают исключительно на личных контактах.
Неслучайные люди
Есть проблемы и с кадрами. В малом бизнесе, как правило, не работают ни изобретатели-новаторы, ни люди с высшим экономическим или бизнес-образованием. Для большинства малых предпринимателей бизнес - это не столько "их дело", сколько возможность реализовать те самые семейные или клановые связи в денежную форму. Опять-таки очень часто путем примитивного посредничества или вообще криминальной "обналички". Неудивительно поэтому, что, оценивая причины "закрытия" малых предприятий, более половины опрошенных, или 51 процент, считают, что дело не в факторах внешней среды, а в самих предпринимателях, их низкой квалификации и собственных ошибках. Вопреки распространенному мнению о том, что существенную роль в закрытии бизнеса играют административные барьеры, предприниматели, участвовавшие в опросе, приписывают действиям властей меньшее влияние - 25 процентов. Практически на том же уровне они оценивают негативное влияние на себя крупных компаний - 22 процента. Ведь, как уже говорилось, малый бизнес работает "под прикрытием", и случайные энтузиасты отсеиваются быстро.
Платить, чтобы выжить
Фактически, говорится в отчете ВЦИОМ, исследование второй год показывает, что конкурентное пространство искажено административным ресурсом. Чиновники регионального и местного уровня - активные участники рыночных отношений. Как и в прошлом году, более 60 процентов опрошенных отметили, что в регионе имеются отрасли, доступ в которые искусственно затруднен. О том, что представители региональных и местных администраций используют свое служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам, осведомлены почти 80 процентов опрошенных. Следует, правда, отметить, что процент тех, кто считал это явление широко распространенным, за год сократился с 46 до 32 процентов.
Очевидно, что административный ресурс применяется разными способами, в том числе не вполне законными. Устойчиво более 60 процентов предпринимателей показывают, что сталкиваются с произволом и злоупотреблениями как со стороны представителей администраций, так и со стороны сотрудников контрольно-надзорных и правоохранительных органов. О том, что в регионах берут и дают взятки, заявляют более 60 процентов опрошенных, причем более 40 процентов считают эту практику широко распространенной. Оценка в точности повторяет ситуацию прошлого года. За год ничего не изменилось.
Почему бессильна поддержка
На этом фоне, по мнению социологов, объяснимы оценки политики властей разного уровня по развитию малого и среднего предпринимательства: "не влияют либо мешают, но не содействуют развитию". В прошлом году, по данным опроса, бизнес оценил свои издержки на преодоление административных барьеров в 8,5 процента от выручки. В планах административной реформы - снизить этот показатель к 2008 году до 3 процентов, однако в этом году показатель возрос до 9,6 процента. По-прежнему "лидируют" по вмешательству в предпринимательскую деятельность органы МВД, налоговые инспекции и Роспотребнадзор. Однако подавляющее большинство - более 70 процентов - респондентов показало, что проверки не представляют существенной проблемы для бизнеса. Реальной проблемой являются административные барьеры, создаваемые на пути к ресурсам, например, производственным и офисным площадям.