14.11.2006 02:00
Общество

Директора воронежских школ не могут потратить президентские гранты

В ходе "освоения" президентских грантов директора школ столкнулись с серьезными проблемами
Текст:  Евгения Лежанина (Воронеж)
Российская газета - Черноземье: №0 (4221)
Читать на сайте RG.RU

По словам директоров школ, деньги пришли в область в середине лета. А на счета победителей  их перечислили только к 1 сентября, когда руководители образовательных учреждений стали открыто выражать свое недовольство. В ту пору директорам весь процесс закупки самого необходимого для учебного процесса еще казался простым и доступным. О том, на что родной школе нужно потратиться в первую очередь, да не по мелочам, а чтобы обновы запомнились, мечтали всем педагогическим миром. О кондиционерах в компьютерный класс, телевизорах, кинопроекторах, лингафонных кабинетах, мебели и другом необходимом оборудовании. Но не тут-то было. При первой же попытке выйти с заявкой в вышестоящую инстанцию, все хорошее настроение как ливнем смыло. Правила игры были сложны, нормативные документы запаздывали и, как выяснялось, ничего из намеченного приобрести просто нельзя. "Казначейство не пропустит", - многозначительно поясняли во властных кабинетах.

И вскоре директора школ - люди опытные и в общем-то дисциплинированные -  честно признавались друг другу, что встали в тупик. Они сумели превратить школы в комфортные для учеников, привнесли в учебный процесс много нового, передового, за что и были отмечены в числе лучших в России, их учителя получили президентские гранты за качество обучения детей. А перед бюрократическими неувязками, наслоившимися на строгости финансовой дисциплины, получается, были готовы спасовать?

Сказывалось и отсутствие опыта - многие годы директора школ ставили подписи только под зарплатными ведомостями, а все, что давалось школе, получали по централизованным закупкам, лично их никак не касающимся. Им вначале и предложили оформить заявки на Всероссийский конкурс по госзакупкам школьного оборудования и самим остаться от торговли в стороне. На что немедленно ответили отказом четверо воронежских директоров, к мнению которых коллеги привыкли прислушиваться: "Грант дали нам, нам и решать, как распорядиться миллионом правильнее". В конце концов всем школам разрешили расходовать деньги самостоятельно. Но на 10 ноября потратить миллион удалось только нескольким гимназиям и лицеям. В основном сельским, потому что районные муниципалитеты более оперативно, чем в областном центре, разобрались в механизме закупок и делегировали самим школам право создавать котировочные комиссии. Хуже всех дела обстоят в Воронеже. Мэрия затянула формирование котировочной комиссии чуть ли не на месяц и тем самым существенно урезала и без того небольшие возможности  для маневра.  Ко всему прочему, главным управлением образования области ограничен внутренний срок завершения закупок по президентскому гранту - до 1 декабря (еще месяц оставлен на крайние случаи). Так что директора воронежских школ уже третий месяц находятся во взвинченном состоянии.

Суть в том, что кроме закупок методом котировок цен, когда разрешается приобретать товар на сумму не более 250 тысяч рублей, у школ еще два способа. Один из них - свободный конкурс, при котором платежеспособность покупателей ограничена стоимостью товара до 60 тысяч рублей. Такие товары школы выбрали - разрешенные в конце концов кондиционеры, магнитофоны, телевизоры, школьные доски и тому подобное. Есть тут свои неудобства: если требуется приобрести не один предмет в рамках означенной суммы, а три, то сразу купить нельзя - требуется разбивка на три месяца.

Третий способ - открытые торги, когда разрешается покупать только товар стоимостью свыше 250 тысяч рублей. По мнению педагогов, в данной ситуации этот путь оказался самым выгодным. Но - долгим. Ожидать торгов приходится месяц. Кроме того, в этом случае необходимо, чтобы у поставщиков были оборотные средства, потому что заказчик оплачивает в момент покупки только аванс в 20 процентов стоимости, а все остальное доплачивает после поставок. А если поставщик ограничен в средствах или не имеет в наличии нужный товар, приходится искать другой. А время идет…

Барахтанье в воде в роли новичков в плавании никого не устроило. И не только директоров, но и чиновников от образования. Сегодня все осмысливают урок на тему: "Как потратить миллион". Не случайно директора уже объединились  для защиты школьных интересов в ассоциацию, избрав руководителем директора лицея № 1 в Воронеже Анатолия Ханина. Главное, выразила общую мысль директор воронежской гимназии № 7 Татьяна Гаула, чтобы директорам заранее предоставили четкий перечень того, что можно купить, а на местах своевременно создали котировочные комиссии. "Право распоряжаться финансами мы получили, а реализовать его без затруднений не смогли", - об этом сегодня говорят многие директора.

   КОММЕНТАРИЙ

Яков Львович,

руководитель главного управления образованием Воронежской области:

- Первый опыт самостоятельного расходования финансов в школах области получился обучающим. Президентский грант вручался в первый, но не в последний раз, и грамотно распоряжаться средствами надо учиться. Да и в последующие годы, как известно, директора школ получат большую финансовую самостоятельность, так что "правила игры" придется всем знать.

Николай Есин,

директор воронежского учебно-воспитательного комплекса № 2:

- Президентский грант дается на укрепление материальной базы школы, на улучшение условий обучения и повышение квалификации педагогов. Поэтому я не согласен  распоряжаться деньгами под чью-то диктовку. А мне отвечают, что "…иначе  вы их не получите. Пишите заявление, что отказываетесь". Писать отказался, и в конце концов ни на один шаг не отступил от намеченного списка закупок. Правда, взаимоотношения со многими испортил. Но мне это неважно, лишь бы моим детям было удобно учиться.

Образование Внутренняя политика Воронеж Центральная Россия