Разумеется, прежде чем говорить о единстве, защитникам воздушных рубежей Союза пришлось пройти долгий подготовительный этап. Результаты этого пути и есть фундамент для дальнейшего развития двусторонних отношений. Чтобы убедиться в прочности этой основы, давайте вернемся лет на 15 назад. В то кризисное время далеко не каждая из бывших союзных республик могла себе позволить содержание собственной системы зенитно-ракетного и радиолокационного вооружения. Беларусь и Россия не только сохранили потенциал ПВО, но и наладили эффективное сотрудничество. Кратко напомним его хронику. 1 апреля 1996 года войска ПВО стран-союзниц первыми среди стран СНГ приступили к совместному боевому дежурству. К слову, сегодня белорусские военнослужащие, задействованные на дежурных постах, ежесуточно сопровождают до 400 авиалайнеров, часть из которых пересекает и российскую воздушную границу.
Начиная с 1995 года, вошли в традицию ежегодные белорусско-российские командно-штабные тренировки. В учебных боях зенитчики и летчики шлифовали свое мастерство и умение действовать слаженно в любых экстремальных ситуациях. Очередные такие маневры прошли в октябре. Ни один из условных нарушителей небесных границ не сумел пролететь незамеченным мимо российского авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-50. В воздушных "сражениях" отлично проявили себя также союзные дежурные расчеты зенитных ракетных и радиотехнических войск. Отрабатывались и другие ЧП: угон воздушного судна, авиакатастрофы.
Навыки, приобретенные во время дежурных будней и совместных тренировок, пригодились и в масштабных коалиционных учениях "Боевое содружество". Причем в прошлом году военную тактику белорусские и российские военнослужащие демонстрировали не сами по себе, а в составе региональной группировки войск (РГВ). Союзники доказали, что РГВ способна на многое. На российских полигонах Ашулук и Телемба в эти дни было по-настоящему жарко. Опыт боевых стрельб не прошел даром. Этим летом десятки журналистов следили за финальным аккордом командно-штабного учения "Щит Союза-2006", "прозвучавшем" на Обуз-Лесновском полигоне.
- "Щит Союза-2006", - отметил Олег Паферов, - важнейшее событие года. По его словам, на практике определены роль и значение ВВС и войск ПВО в общей системе обеспечения защиты Союзного государства. А также проверена действенность создаваемой единой системы ПВО, дана оценка способности органов управления, соединений и воинских частей региональной группировки войск выполнять задачи вооруженной защиты воздушных рубежей Союза. Впервые на аэродроме в Барановичах совместное боевое дежурство по противовоздушной обороне несли экипажи истребительной авиации ВВС России и ВВС и войск ПВО Беларуси. Показательным было и очередное оперативно-тактическое учение на российском полигоне Ашулук. В условиях сложной воздушной обстановки испытаны все звенья автоматизированной системы управления - от оперативно-стратегического до тактического уровня. И еще один важный момент: первую практику выполнения боевых пусков с ЗРК С-300 получили расчеты 115-й зенитной ракетной бригады, которые ранее осваивали новое вооружение лишь в учебных классах.
Любое сотрудничество имеет перспективу только при условии движения вперед. Российский военный потенциал, безусловно, очень солидный. Но и Беларусь располагает ценным новаторским опытом, заслуживающим внимания союзников. Пять лет назад было принято решение об образовании единого вида вооруженных сил - ВВС и войск ПВО. Результаты реорганизации не заставили себя долго ждать. Далеко вперед шагнула военная наука. Уже созданы, испытаны и поступают на вооружение ВВС и войск ПВО комплексы средств автоматизации управления принципиально нового поколения - "Бор", "Поляна", "Спрут", "Риф", позволяющие на треть увеличить эффективность управления. Эти разработки, безусловно, интересны и россиянам. А в целом эта "умная" электроника служит общей цели - обеспечению безопасности западных границ Союзного государства.
На голову выше стало качество подготовки будущих офицеров. Например, завтрашние пилоты летают сегодня не меньше, чем воспитанники советских авиационных училищ. При таких темпах иные курсанты, еще сидя на учебной скамье, сумеют сдать экзамен на 3-й класс летного мастерства. А ведь когда-то это удавалось лишь после двух-трех лет службы. Об условиях, в которых нынешние курсанты обучаются авиационному искусству, их предшественникам приходилось только мечтать. Прежде чем сесть в кабину боевого самолета, курсанты совершают взлеты и посадки на современных тренажерах. А первые виражи в небе старшекурсники выполняют на учебных Л-39. В этом году Беларусь приобрела 10 таких машин. И теперь летную практику курсанты проходят дома, а не как в былые времена в ближнем зарубежье.
Словом, и российским, и белорусским военным есть с чем двигаться вперед. Каков вектор совместного движения? Это направление весьма точно определил Олег Паферов, говоря о перспективах совершенствования и развития ВВС и войск ПВО. Максимальное использование новых технических решений, повышение мобилизационной готовности, наращивание эффективности системы оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск - вот, пожалуй, основные общие задачи на ближайшее будущее.